Navigation bar
  Print document Start Previous page
 172 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
172
Цели и задачи исследования даются в самой общей форме, но обяза-
тельно четко и определенно. Однако нередко цель исследования бывает вы-
ражена столь расплывчато и обще, что становятся непонятными истинные
намерения его авторов, скажем: "Обращаемся к Вам с некоторыми вопроса-
ми, касающимися Вашей жизни и работы, ответы на которые необходимы
для научных и практических целей, для исследования различных сторон дея-
тельности современных фермеров". Общее указание на то, что ответы на во-
просы "необходимы для научных и практических целей" или в "чисто науч-
ных целях", "для исследования различных сторон деятельности..." слабо рас-
крывают цели и задачи исследования.
И совсем плохо, если в инструкции в качестве цели исследования ука-
зывается необходимость сбора какой-либо личной информации. Например:
"Мы просим Вас ответить на вопросы анкеты, цель которой выяснить раз-
личные аспекты личной жизни..." или "Предлагаемая анкета предназначена
для сбора информации о различных сторонах политической деятельности...".
У социологов нет права "выяснять различные стороны" жизни людей, обра-
щаться с вопросами, "касающимися личной жизни респондентов", и т.д. Та-
кое обращение нисколько не способствует искренности ответов и заинтере-
сованности респондентов в заполнении анкеты. Наверное, никому не по-
нравится, если кто-то будет заглядывать в его личную жизнь.
Говоря о цели и задачах исследования, следует подчеркнуть его обще-
ственную значимость, направленность на улучшение работы организаций и
предприятий. Например:
"Большую часть дня Вы проводите на работе. И, разумеется, от того,
как у Вас прошел рабочий день, зависит и Ваше самочувствие, и Ваше на-
строение. Администрация Вашего предприятия заинтересована в том, чтобы
каждый работник получал максимальное удовлетворение от своего труда.
Каковы положительные и отрицательные стороны Вашего труда? что
мешает работать? а что, наоборот, создает хорошее настроение? о чем необ-
ходимо подумать в первую очередь для создания благоприятных условий
труда? - вот вопросы, на которые мы просим Вас ответить".
Или:
"Как Вы учитесь? Что помогает и что мешает Вашей учебе? Каковы
Ваши интересы и планы? Что Вам нравится и что не нравится в учебе? С кем
Вы предпочитаете общаться? Ваши отношения со сверстниками?
На эти и другие вопросы просим Вас ответить в настоящей анкете..."
Инструкция должна объяснять, что исследование проводится в инте-
ресах респондентов и главной его целью является повышение удовлетво-
ренности своей жизнью и учебой, совершенствование отношений в коллек-
тиве, улучшение микроклимата и т.д.
Удивительно, но постоянно почти в каждой анкете пишутся фразы:
"От полноты и искренности Ваших ответов будет зависеть ценность данного
исследования" или "Просим отнестись к заполнению анкеты серьезно и бла-
гожелательно", или "Точность и подробность Ваших ответов позволят объек-
тивно оценить реальные условия труда". Но ведь этим, сами того не подоз-
ревая, по сути дела мы оскорбляем респондента: сомневаемся в его "искрен-
Hosted by uCoz