Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
176
вопросу ¹ ___
На следующий вопрос, например, "Если Вы не читаете газет, то поче-
му?", отвечают только те респонденты, которые выбрали последнюю аль-
тернативу, и социолог, показывая стрелкой и указывая номер вопроса, на-
правляет определенную группу респондентов к этому вопросу и одновре-
менно отсекает другую группу респондентов, которых не касается данный
вопрос.
Все это может показаться излишним, поскольку из текста вопроса яс-
но видно, что он относится только к тем респондентам, которые не читают
газет. Однако практика показывает, что такое дополнительное указание не
помешает, поскольку нередко респонденты воспринимают следующий во-
прос в другом контексте, а именно, почему, по его мнению, некоторые люди
не читают газет. А это уже совсем другая информация.
Иногда опрашивают различные группы респондентов, и в этом слу-
чае, естественно, не все вопросы могут быть предназначены для той или
иной групп опрашиваемых. В этих случаях рядом с номером вопроса ставит-
ся литер, например, 01А; 25.Б, и в примечании указывается, кому отвечать
на эти вопросы. Если мы проводим исследование по комплексному изуче-
нию какого-то явления и, соответственно, опрашиваем различные группы
населения, то, естественно, разные блоки вопросов будут касаться различ-
ных групп населения. Применение литера позволяет для каждой из этих
групп разграничить вопросы: одни, отвечают на вопросы под литером А,
другие - под литером Б.
Отличительные знаки способствуют эффективной работе респонден-
тов, но нельзя ими злоупотреблять. Слишком частое их применение может,
наоборот, затруднить чтение анкеты, отвлечь внимание респондента. Во
всем следует знать меру.
4. Необходимо предусмотреть в анкете место и для ответов рес-
пондентов на полузакрытые или открытые вопросы, и для любых других
высказываний и надписей. Обычно в полузакрытых вопросах после всего на-
бора альтернатив оставляется место (проводятся две-три сплошные линии) и
дается пояснение, что здесь респондент может написать свой ответ, напри-
мер, "Что еще, напишите_____________ ...". То же самое делается и в откры-
том вопросе, но оставляются уже не две-три строчки, а больше, чтобы не ог-
раничивать респондента в его желании высказаться. Иногда опрашиваемые
заполняют целые странички анкеты при ответе на открытый вопрос.
Каждый исследователь выбирает свой технический аппарат анкеты.
Но необходимо помнить два правила.
Первое. Выбрав систему технического оформления анкеты, необходи-
мо придерживаться ее до конца, а не менять от вопроса к вопросу без особой
нужды. Это может сильно мешать работе опрашиваемых. Технический аппа-
рат анкеты должен облегчать работу методики, а не усложнять ее.
Второе. Техническое оформление анкеты - не самоцель и имеет зна-
чение и смысл в рамках тех задач, которые ставятся перед исследованием.
|