Navigation bar
  Print document Start Previous page
 177 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
177
Только в этом случае может быть оправдан тот или иной технический прием
и успешно использован в анкете.
Вспомогательные фразы в анкете
Вспомогательные фразы играют в анкете большую роль, нередко ту
же, что и вспомогательные вопросы. Преимущество первых заключается в
том, что, используя их, мы снимаем монотонность, возникающую от самих
вопросов. Как бы ни были разнообразны вопросы, но только отвечать на
них надоедает.
Вспомогательные предложения выполняют различные функции в ан-
кете. Они служат для переключения внимания респондента на новый блок
вопросов: "А сейчас мы переходим к другим вопросам. Давайте поговорим
немного о Ваших интересах в области кино". Без вспомогательных, вводных
фраз переход может оказаться резким и непонятным. Иногда такие вводные
предложения называются связующими. 
Вспомогательные предложения используются и как разъединяющие,
для нейтрализации влияния одного блока вопросов на другой или одного
вопроса на другой. Как уже говорилось, для этого нередко применяются
вспомогательные вопросы, но иногда бывает лучше использовать повество-
вательное предложение: 
"Мы с Вами закончили блок вопросов о Ваших интересах в области кино. А
сейчас давайте поговорим о других проблемах. Возможно бывает так, что Вам не
удается поехать отдыхать вместе с семьей: то не совпадает отпуск, то нет денег, то
неожиданно возникают еще какие-нибудь трудности, когда наступает лето. И каждый
раз приходится решать эти проблемы по-разному
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ ЧАСТО ОТДЫХАЕТЕ ВМЕСТЕ С
СЕМЬЕЙ?"
Это предложение построено довольно длинно и пространно. Сделано
это специально, чтобы респондент имел достаточно информации и времени
включиться в новую тему.
Вспомогательные предложения используются и для снятия конвенци-
альных ограничений, влияния общепринятых норм или соображений пре-
стижа на ответ респондента. Отвечая на тот или иной вопрос, особенно
личного характера, респондент может, ориентируясь на общественное мне-
ние, отвечать не так, как он на самом деле думает и как на самом деле посту-
пит в том или ином случае, а так, как это общепринято или из-за стремления
выставить себя в лучшем свете. 
Элизабет Ноэль приводит такой пример из анализа опроса на средст-
ва мытья головы:
"Ответьте, пожалуйста, еще на несколько вопросов о Ваших привычках, свя-
занных с мытьем волос. Многие говорят, что для волос и для кожи головы вредно
слишком частое мытье. Не могли бы Вы мне сказать, когда Вы в последний раз мыли
голову?"
Комментарий: пример того, как в вопросе устранить влияние конвенциальных
норм, как противодействовать ответам, на которые могли бы повлиять соображения
престижа"¹.
                                                                
1
Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. - М., 1978. - С. 120.
Hosted by uCoz