Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
185
Стилистически неверно построенное предложение вопроса привело к
искажению его смысла. Из текста вопроса следует, что социолога интересу-
ет, применяет ли рабочий последовательность операций при той или иной
работе. Это - первое понятийное содержание, которое фиксирует опраши-
ваемый при первом прочтении. Из контекста альтернатив видно, что иссле-
дователя интересует совсем другое, использует ли рабочий именно ту после-
довательность операций, приемы и методы работы, которым его обучали.
Этот смысл заложен и в тексте вопроса, но имплицитно, в неявной форме,
только во втором эшелоне понятийного содержания вопроса. Вопрос в такой
формулировке вызвал трудности у опрашиваемых и требовал постоянного
разъяснения, особенно последней альтернативы, содержание которой "нико-
гда не использовал..." сразу связывалось с представлением об отсутствии
"последовательности операций", что, конечно, приводило респондента к ло-
гической несуразице: работа, как бы плохо она ни выполнялась, всегда со-
стоит из какой-то последовательности операций, даже если она и не рацио-
нальная.
Не всегда стилистические недостатки имеют столь явный характер,
чаще это бывают мелкие стилистические погрешности, но именно они соз-
дают неблагоприятный фон, оставляют впечатление неряшливости, неакку-
ратности. Все это может иногда даже подсознательно раздражать респон-
дентов.
Стилистика вопроса, язык анкеты является одним из важнейших мо-
ментов процесса разработки методики. Прежде чем отдавать анкету на раз-
множение, внимательно ее прочтите, проанализируйте каждое предложение
и, только убедившись в полной стилистической правильности, можете счи-
тать ее готовой. Не каждый социолог может стать хорошим редактором, по-
этому лучше, если этим займется профессиональный редактор, а еще лучше,
если анкета пройдет весь цикл редакторской и корректорской подготовки.
Тогда Вы можете быть уверены, что анкета сделана грамотно и не вызовет
недоразумений.
Графическое оформление анкеты
Известно, что хорошо оформленная книга - это уже половина успеха.
Возьмешь такую книгу: в руках приятно держать - белая бумага, красочные
иллюстрации, красивая обложка, четкий шрифт. Не хочешь - купишь. То же
самое касается и анкеты. Если анкета хорошо оформлена, над ней хочется ра-
ботать. И наоборот, если анкета напечатана на серой бумаге, расплывчатым
шрифтом, с ошибками и помарками, трудно рассчитывать, что респондент
отнесется к ней с большим вниманием и заинтересованностью.
Хорошее графическое оформление облегчает восприятие респонден-
том предлагаемой информации. способствует спокойному, ненапряженному
и достаточно быстрому чтению, свободному пониманию смысла. Если мы
просим респондента работать, то обязаны максимально облегчить его труд.
При оформлении анкеты следует соблюдать следующие правила:
1. Анкета должна быть напечатана на белой бумаге. Не рекоменду-
ется использовать цветную бумагу, особенно серую. Это затрудняет чтение
текста, вызывает усталость. Можно использовать отдельные цветные (синие,
|