Navigation bar
  Print document Start Previous page
 186 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
186
зеленые, желтые) вставки для выделения каких-либо вопросов или группы
вопросов. Но злоупотреблять этим не следует.
2. Анкета должна быть напечатана достаточно крупным и самое
главное четким шрифтом. Если анкета напечатана очень мелким, нечетким
шрифтом с пропусками букв (что нередко случается при ксерокопировании с
плохо подготовленного машинописного текста), то респондент быстро утом-
ляется, раздражается и у него пропадает желание работать. Анкета - все-таки
не детектив, сколь бы интересной она ни была. В результате респондент ли-
бо заполняет анкету кое-как, либо вообще откладывает ее в сторону.
3. Различные части текста в анкете должны быть напечатанными
неодинаковыми шрифтами, чтобы респонгдент на протяжении всей анкеты
знал, какому тексту соответствует тот или иной шрифт. Обычно вопросы на-
бираются крупным шрифтом, альтернативы - более мелким, а вводные пред-
ложения, обращения, пояснения - курсивом. Порою даже целые страницы
анкеты набираются различными шрифтами, чтобы выделить те или иные
блоки вопросов. Иногда различные шрифты используются для внесения раз-
нообразия в текст. Хотя это и можно делать, но все-таки лучше не менять
систему шрифтов и разметку на всем протяжении анкеты. Привыкнув к оп-
ределенному шрифту, респондент с трудом перестраивается, во всяком слу-
чае создается ненужное напряжение.
4. Необходимо иметь макет каждой страницы и анкеты в целом.
Прежде всего надо стремиться к свободному расположению текста на стра-
нице, нельзя его "кучковать", и заталкивать на страницу как можно больше
информации. Конечно, тем самым можно сэкономить бумагу, но это скажет-
ся на качестве восприятия вопросов, а в итоге и на качестве ответов. Сво-
бодно расположенный текст быстрее воспринимается и усваивается, легче
понимается смысл вопроса. Кроме того, при свободно расположенном тек-
сте анкета быстрее читается и у респондента создается психологическое впе-
чатление о легкости анкеты. Это как в книге: все, наверное, замечали, что
если тест расположен свободно, как, например, в детских книжках, то книга
легко воспринимается и прочитывается, оставляя впечатление легкой для
чтения. Того же следует добиваться и в анкете.
Есть различные методы макетирования анкеты, расположения вопро-
сов и их технических комбинаций. Например, слева располагается вопрос,
набранный крупным или жирным шрифтом, а альтернативы, набранные бо-
лее мелким шрифтом, располагаются справа. Номера вопросов и альтернатив
при этом выносятся за рамки, чтобы они хорошо прочитывались и респон-
дентами, и кодировщиками.
Фрагмент анкеты.
(   )
СКАЖИТЕ,  ПОСЛЕ ПОКУПКИ
ТЕЛЕВИЗОРА, ВЫ РЕЖЕ СТАЛИ
Так же, как и раньше...........(   )
Стал ходить чаще.................(   )
Hosted by uCoz