Navigation bar
  Print document Start Previous page
 188 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
188
те выбрать любое количество ответов", то она ставится через 2,0-2,5 интер-
вала.
Первая альтернатива располагается от вопроса или пояснительной
фразы через 2,5-3,0 интервала. Расстояние между альтернативами составляет
1,5 интервала, между строчками в альтернативе - 1,0 интервал. Расстояние
между последней альтернативой и следующим вопросом устанавливается в
2,5-3,0 интервала. Примерно так установлены интервалы в вышеприведен-
ном вопросе.
    Конечно, в зависимости от типа и формы вопроса социолог может
применять различные интервалы, но предлагаемая форма расположения во-
проса является наиболее приемлемой и наиболее распространенной.
Анкета чаще всего не набирается в типографии, а печатается на ма-
шинке и ксерокопируется. Это дешевле, быстрее, но в этом случае графиче-
ские возможности ограничены. Поэтому расположение вопросов на страни-
це, интервалы между строками, вопросами и альтернативами играют боль-
шую роль. Правда, с применением компьютера, графические возможности
значительно расширяются.
Существуют различные способы расположения вопросов и альтерна-
тив, макетирования анкеты. Все это определяется исследователем. Но следу-
ет все же помнить, что главное в макетировании - это четкое визуальное
разделение всех составных частей вопросов и альтернатив и анкеты в целом,
с учетом их восприятия и понимания респондентом.
И, наконец, хочется отметить недопустимость разрыва альтернатив,
т.е. переноса части ответов с одной страницы на другую. К сожалению, не-
редко бывает, что в целях экономии места часть альтернатив оставляют на
одной странице, а другую - переносят на следующую страницу анкеты. Этого
делать нельзя по той простой причине, что перенесенная половина альтер-
натив, как правило, в работе не участвует. Эксперименты показывают, что в
этом случае большинство ответов респондентов сосредоточивается в первой
части набора альтернатив. Читая вопрос и предлагаемые варианты ответов,
респондент думает, что здесь дан весь набор альтернатив и выбирает свой
ответ среди них. Переворачивая страницу и замечая другие варианты ответа,
респондент, как правило, не возвращается к новому выбору, а сразу перехо-
дит к следующему вопросу. Если вопрос с набором альтернатив не помеща-
ется на оставшейся части страницы, то лучше оставить это место пустым и
перенести весь вопрос на следующую страницу.
Hosted by uCoz