Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
189
Глава 6. Пилотаж анкеты
Никогда не думайте, что Вы сделали все и
наилучшим образом
Когда анкета, по вашему мнению, готова, когда каждое слово и каждая
фраза десятки раз обдуманы и выверены, возникает чувство, что сделано все
и самым лучшим образом, что совершенство достигнуто и что лучше ничего
сделать уже нельзя. Это опасное чувство часто приводит к излишней само-
уверенности, не критичности, глухоте и даже раздражению, если ваша анке-
та вызывает замечания других специалистов.
Только после опроса, уже на этапе анализа первичной социологиче-
ской информации, ответов респондентов появляется осознание того, как
много недоработано, сделано неправильно. Так хочется изменить тот или
иной вопрос, исправить фразу. И с болью в сердце, наконец, констатируешь,
что анкета могла бы быть намного лучше. К сожалению, это понимание при-
ходит слишком поздно.
Когда Вам кажется, что анкета готова, не торопитесь ее тиражировать.
Сто очков против одного, что вы что-нибудь упустили, чего-то не учли, ка-
кое-либо правило или требование к составлению вопроса или анкеты не
выполнили. Возьмите свою последнюю анкету, внимательно просмотрите
ее, проверьте, и вы увидите, что какие-то правила в ней не соблюдены, что-
то выполнено не полностью.
Когда анкета, по вашему мнению, готова, не отдавайте ее в типогра-
фию, а покажите сначала своим коллегам, специалистам-социологам и пусть
они беспристрастно оценят вашу работу. Попытайтесь организовать обсуж-
дение анкеты, и как бы вам не было неприятно за свое детище, постарайтесь
объективно выслушать все замечания.
Обсуждение анкеты может проходить различными путями. Самым
распространенным методом является рабочее совещание небольшой группы
специалистов, не более пяти человек. Как правило, такое совещание дает
хороший результат, т.е. позволяет всестороннее обсудить методику исследо-
вания, выявить ее сильные и слабые стороны. Но это совещание необходимо
тщательно подготовить.
Обсуждение может проходить как в письменной, так и в устной фор-
ме, и каждое из них имеет свои недостатки и достоинства. Однако незави-
симо от того, какую форму обсуждения вы предпочтете, оно должно пройти
по определенной схеме и в строгой последовательности. Можно предложить
такую схему.
1. Получили ли программные вопросы достаточное раскрытие в во-
проснике? Все ли анкетные вопросы работают на решение поставленных за-
дач? Нет ли случайных (необязательных) вопросов? Можно ли сократить их
общее количество без ущерба для решения поставленной задачи? Какие во-
просы следует добавить?
2. Соблюдается ли принцип драматургии анкеты? Правильно ли
располагаются вопросы в анкете по их трудности, типу, характеру и т.д.? Как
соблюдается принцип взаимопонимания между исследователем и респон-
|