Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
20
некоторые логические операции с понятиями: от общего понятия "стол" пе-
реходим к подпонятию "письменный двухтумбовый стол темный" и т.д., по-
ка не остановимся на каком-то уровне понятий. В принципе процесс этот
бесконечен, и пока мы рассуждаем, мы не совершаем действия (хотя рассуж-
дение тоже действие, но другого порядка), но как только действие начинает
совершаться, в данном случае происходит покупка стола, в этот же момент
мы перестаем совершать понятийное деление. Когда это деление затягивает-
ся, говорят: "хватит рассуждать, давайте работать".
То же происходит и в социологическом исследовании, и чтобы об-
легчить этот процесс, строится указанная логическая схема. Необходимо
подчеркнуть, что построение понятийной схемы, модели связей и в целом
интерпретация понятий являются довольно сложным делом и мало разрабо-
танной в социологической практике процедурой. Сложность заключается в
том, что из всего многообразия явлений, определяемых тем или иным поня-
тием, необходимо выбрать те, которые, оставаясь в рамках данного понятия,
решают поставленную задачу. В этом плане любое понятие в принципе не-
исчерпаемо и полностью эмпирически не интерпретируемо, т.е. наша эмпи-
рическая интерпретация всегда неполна, частична. В результате складывает-
ся парадоксальное явление: при изучении одного и того же явления можно
построить любые системы анализа (относительно, конечно), что нередко
приводит к различным логическим операциям и различным выводам. Адек-
ватность той или иной схемы объективной реальности в конечном счете
проверяется практикой, в данном случае конкретными социологическими
исследованиями. Можно сказать, что какую бы логически стройную систему
рассуждений мы не построили, она останется умозрительной до тех пор, по-
ка ее истинность не подтвердит или не опровергнет практика, ход реальных
событий. Поэтому мало проверять только логическую обоснованность кон-
цептуальной системы, хотя это и очень важно, необходима ее проверка в хо-
де конкретного исследования.
После разработки такой схемы содержательная формулировка вопро-
сов уже не представляет большой трудности. Теперь исследователь, имея
данную схему, может четко объяснить, зачем нужен тот или иной вопрос,
какую он играет роль в системе исследования.
Разработка, составление анкеты - это последний этап большого пути,
начинающегося с определения основных проблем исследования и про-
граммных вопросов.
Необходимо так же сказать о том, что понятийная схема разрабатыва-
ется не только для перевода программных вопросов в анкетные. Значение ее
шире. После получения обработанных на ЭВМ материалов социологическо-
го исследования, где вся информация формализована и представлена в виде
линейного распределения, двойных или тройных связей или коэффициен-
тов, понятийная схема выступает уже как логическая система анализа полу-
ченной информации, является как бы ключом анкеты. Без такой логической
системы вся социологическая информация представляет собой только груду
цифр.
|