Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
21
Конечно, любой исследователь даже не осознавая полностью, в обя-
зательном порядке строит систему логического анализа, но часто независи-
мую или зависимую очень слабо от первоначальных концептуальных поло-
жений. Происходит это нередко из-за неполного понимания им содержа-
тельного значения тех или иных понятийных связей. Именно поэтому случа-
ется, что при анализе одного того же массива данных различными исследо-
вателями результаты получаются иногда, если не прямо противоположные,
то весьма различные. Принципиальная схема позволяет четко провести ана-
лиз понятий в русле именно тех концептуальных положений, которые зало-
жены в программе исследования, и в конечном итоге ответить на программ-
ный вопрос. В этом ее основное преимущество и этим определяется необхо-
димость ее составления.
Еще раз следует повторить, что, несмотря на всю очевидность вывода
о необходимости составления программы исследования, в большинстве слу-
чаев начинающие социологи, приступая к разработке темы, не утруждают
себя определением основных целей и задач исследования, постановкой про-
граммных вопросов, разработкой концептуальных положений. Не мудрствуя
лукаво, они начинают прямо с формулировки вопросов и составления анке-
ты. Именно это чаще всего является причиной неудачи социологического
исследования.
Что сначала: программа или анкета?
Строгая последовательность подготовки к социологическому иссле-
дованию, т.е. формулирование сначала программных положений, затем ан-
кетных вопросов, не должна быть абсолютизирована. Дилемма: что сначала
- программа или анкета, вряд ли приемлема, если посмотреть на программу
и методику социологического исследования как на соотношение общего и
частного.
Положение о том, что исследование необходимо начинать с програм-
мы, а затем разрабатывать методику, в принципе верно, поскольку, присту-
пая к любой работе, мы начинаем всегда с некоторых общих положений.
Сложность заключается в том, что, начиная с некоторых общих положений,
как правило, неполных и неточных на первых этапах исследования, мы сразу
же сталкиваемся с нерешенностью или отсутствием знаний по некоторым
частным вопросам.
Разрабатывая программу исследования, формируя некоторые общие
концептуальные положения, исследователь на каком-то этапе теоретической
работы начинает "спотыкаться", ощущать острую нехватку частного эмпири-
ческого материала, который в какой-то степени подтверждал бы или опро-
вергал выдвигаемые общие положения или хотя бы позволял гипотетически
их выразить. В этом плане анкету можно представить гипотетическим вы-
ражением некоторого эмпирического материала, т.е. в анкете как бы закла-
дывается определенный эмпирический материал, который, как предполагает
исследователь, будет присутствовать в результате опроса.
Если я задаю вопрос "удовлетворяет ли Вас...?", то тем самым как ис-
следователь предполагаю, что такое состояние, как удовлетворенность или
|