Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
42
системы ценностей, представлений и ожиданий каждого из партнеров. Как
говорится, хочешь быть счастливым, смени точку отсчета.
Важно, чтобы исследователь всегда помнил об относительности сущ-
ностного содержания изучаемого явления, трудностях его познания и не
считал, что получаемые ответы уже составляют объективную истину. Такое
нередко, к сожалению, случается с начинающими социологами. Иногда, де-
лая набор альтернатив и получая ответы, социологи с легким сердцем опе-
рируют цифрами, придавая им содержательное значение, и будучи уверены
в их истинности. В отчетах при этом обычно пишут: как показало исследова-
ние, основными причинами вступления в брак, по мнению опрашиваемых
молодоженов, является любовь между супругами и взаимопонимание. Впол-
не возможно, что это так, но такой категоричный вывод можно сделать лишь
после полного исследования всего комплекса мотиваций.
В анкетах, как правило, социолог оперирует закрытыми вопросами,
поскольку, как говорилось, это единственный путь определения концепту-
ального содержания анкетного вопроса. Выразить концептуальное содержа-
ние - трудная задача, не всегда полностью осознаваемая исследователем. Не
случайно в социологической литературе закрытые вопросы анализируются,
как правило, только с точки зрения удобств пользования ими (респон-дентам
легче на них отвечать по сравнению с ответами на открытые вопросы), их
проще кодировать, обрабатывать и анализировать, т.е. они удобны и с чисто
технической стороны. И далеко не всегда к закрытым вопросам подходят с
точки зрения решения ими той или иной последовательной задачи.
Надо сказать несколько слов о полузакрытом вопросе, т.е. о таком ти-
пе вопроса, где респонденту дается возможность дописать свой ответ, если
ни одна из предложенных альтернатив не отражает его мнения. Обычно в
этом случае делается пометка: "Что еще, напишите..." или "Как иначе, напи-
шите..." и т.п.
Надо сразу отметить, что полузакрытые вопросы, как показывает со-
циологическая практика и методические эксперименты, не дают нужного
эффекта. Чаще всего их ставят в анкету, так сказать, для успокоения совести,
показывая, что, мол, мы не давим на респондента, даем ему возможность
выразить свое мнение. Но респонденты редко пользуются этой возможно-
стью, только 10-15% опрошенных дописывают свой вариант ответа на за-
данный вопрос в дополнение к предлагаемым альтернативам. Такое ограни-
ченное количество ответов, как правило, не позволяет провести их содержа-
тельный анализ. К тому же на полузакрытый вопрос обычно отвечает опре-
деленная группа респондентов, например, имеющая высокий уровень обра-
зования и умеющая работать с печатными текстами.
Это ограничивает содержательное использование вопроса данного
типа. Кроме того дополнительные ответы носят частный, специфический
характер, что не позволяет в большинстве случаев построить более или ме-
нее приемлемую типологию.
Сколько "закрытий" должно быть в вопросе?
|