Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
43
В принципе к большинству вопросов, за исключением специфиче-
ских, можно предложить довольно много закрытий. Так на вопросы о прове-
дении свободного времени, о формах культурного потребления, о художест-
венных предпочтениях и многих других можно дать большое количество от-
ветов. Так, в одной из анкет о мотивах счастливого семейного брака респон-
дентам было предложено 36 альтернатив, охватывающих материальное по-
ложение опрашиваемых, условия и организацию быта, морально-психоло-
гические отношения, состояние здоровья и наличие детей и т.д.
Естественно социолога при выяснении всех мотивов, может интере-
совать весьма широкий круг явлений в различных аспектах и различной сте-
пени полноты. Но понятно, что дать в одном опросе все возможные вариан-
ты ответа практически невозможно. К тому же это противоречит методике
опроса и вот почему.
Прежде всего при большом количестве альтернатив появляется моно-
тонность, респонденту становится неинтересно, к концу набора ответов он
устает отвечать, особенно, если таких вопросов в анкете много.
Далее социологи заметили, что респонденты при большом наборе
альтернатив, как правило, фиксируют первые и просматривают остальные
альтернативы, часто не вдумываясь в их содержание. Как показывает анализ,
сумма ответов респондентов по альтернативам, если вопрос построен не-
правильно, располагается по убывающей.
Конечно можно постараться убедить респондентов тщательно читать
все альтернативы, обдумывать и выбирать именно тех из них, которые в
большей степени соответствуют их мнению, независимо от того, где они
расположены - в начале, середине или в конце набора, но толку от этого бу-
дет немного. За несколько минут инструктажа, объяснения, как надо запол-
нять анкету и отвечать на вопросы, психологию респондента изменить не
удастся, и он будет поступать, как обычно. Поэтому нужно заранее нивели-
ровать негативные явления и в конечном итоге облегчить работу и респон-
дентам, и себе.
Для того, чтобы избежать концентрации ответов респондентов на
первых альтернативах, можно применить некоторые общие правила. Прежде
всего не стоит строить "длинные" вопросы, т.е. давать много закрытий. Луч-
ше ограничиться пятью-шестью закрытиями. Если есть необходимость в
большом количестве альтернатив, то целесообразно разделить вопрос на
два-три условных вопроса и поставить их под литерами А, Б, В... Можно
также расположить альтернативы в два столбца по 3-5 альтернатив в каж-
дом. Это снимет монотонность вопроса. Альтернативы в условных вопросах
или в столбцах будут восприниматься респондентами как новый набор аль-
тернатив.
Такая компоновка альтернатив обеспечивает некоторую уверенность
в том, что респондент прочтет все альтернативы и выберет именно те, кото-
рые в большей степени соответствуют его мнению. Во всяком случае прак-
тика построения вопроса и ряд методических экспериментов говорят в поль-
зу данного способа расположения альтернатив. В результате такого построе-
ния мы получаем в большинстве случаев по совокупности ответов в усред-
|