Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
45
в три раза больше места, чем сейчас. Учитывая, что место в анкете всегда
ограничено, можно понять приверженность социологов к комбинирован-
ным, или табличным, вопросам.
Во-вторых, применение такого типа вопроса выгодно с точки зрения
графического оформления анкеты. Они снимают монотонность, вносят раз-
нообразие в анкету, когда исследователь перебивает серию традиционно по-
строенных вопросов такими табличными вопросами.
Но они все-таки довольно трудны для респондентов. Их сложнее по-
нимать и на них трудно отвечать, особенно тем, кто не имеет навыков рабо-
ты с текстами. Методическое исследование показывает, что на табличные,
или комбинированные, вопросы не отвечают от 15 до 30% опрошенных,
иногда и больше, в зависимости от сложности построения и содержания
подвопросов. Кроме того, значительно снижается чистота ответов.
Количество отказов от ответов на различные типы вопросов
(в процентах)
При
опросе
студентов
При опросе
научных со-
трудников
При опросе
шахтеров
При опросе
заводских
рабочих
Табличные, или комби-
нированные, вопросы
24,7
15,1
23,1
22,9
Простые по форме во-
просы
7,4
2.5
6,7
4,1
Несмотря на трудности в применении табличных, или комбиниро-
ванных, вопросов, отказываться от них нецелесообразно. Они имеют свои
преимущества, о чем уже говорилось, хотя пользоваться ими следует акку-
ратно, не злоупотреблять, т.е. вводить в анкету не больше трех-четырех, де-
лая их по возможности проще, понятнее, постоянно давая разъяснения в тек-
сте и при устном инструктировании об особенностях их заполнения. Стро-
ить эти вопросы желательно по единому образцу, чтобы, раз увидев и поняв
данный тип вопроса, респондент не тратил в дальнейшем усилий на их по-
нимание. Каждый такой вопрос должен быть тщательно отработан при пи-
лотажном (пробном) исследовании. Только при таком подходе табличные,
или комбинированные, вопросы могут использоваться достаточно эффек-
тивно.
Вопросы без альтернатив, или открытые вопросы
До сих пор мы говорили только о закрытом вопросе как основном в
социологическом исследовании, альтернативы которого описывают содер-
жание и понятийную сущность вопроса. Кроме закрытых вопросов в анкетах
используются и так называемые открытые вопросы, в которых респондент
не получает каких-либо подсказок, или вариантов, ответа.
До настоящего времени к открытому вопросу социологи подходят как
к одному из путей определения возможных вариантов ответов на закрытый
|