Navigation bar
  Print document Start Previous page
 53 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
53
центное распределение по тем альтернативам-мотивам увольнения, которые
имеются и в закрытом, и в открытом вопросах, будет различаться, и чем
больше набор мотивов увольнения в открытом вопросе, тем больше будет
различие.
Этого можно избежать, если формулировать открытый вопрос строго
в тех аспектах, которые заданы в закрытом вопросе, т.е. не предлагать от-
крытый вопрос в общем виде: "Если Вы увольняетесь, то почему? (напиши-
те)", а попросить опрашиваемых указать, какие основные мотивы увольнения
имеются в тех или других аспектах, например, увольнение по причине пло-
хих отношений в коллективе, из-за отсутствия благоустроенного жилья и т.д.
Вопрос формулируется так: "Имеются различные причины увольнения из-за
плохих отношений в коллективе. Назовите некоторые из них, которые, на
Ваш взгляд, являются основными". И хотя социолог в некоторой степени
структурирует сознание респондента и поиск им ответа, однако оставляет
ему большое поле для самостоятельности и свободного выражения мнения.
Тем самым мы способствуем целенаправленному поиску решения проблемы
и объединения полей поисков исследователя и опрашиваемых.
5. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что, как уже говорилось, рес-
пондент не всегда охотно отвечает на открытые вопросы. Поэтому наряду 
тем, что ответы отражают его актуализированное сознание, тем не менее,
это могут быть и какие-то случайные ответы, навеянные сиюминутной си-
туацией или специфическим отношением к объекту изучения. Так, на ответы
респондентов на открытые вопросы могут влиять уровень удовлетворенно-
сти работой на предприятии, ориентация на увольнение, неудовлетворен-
ность социально-бытовым обслуживанием и т.д. В ответе на вопрос, почему
люди увольняются с предприятия, будет чувствоваться явное влияние лич-
ного отношения к ряду явлений на производстве или в трудовом коллективе.
Не случайно именно среди неудовлетворенных работой выше уровень кри-
тических высказываний. При ответе на открытый вопрос по улучшению ра-
боты предприятий потенциальные мигранты высказали 40% критических
замечаний, а те, кто не собирался увольняться, только 21%. Эта закономер-
ность была зафиксирована в ряде исследований по шахтным предприятиям.
Проблема применения открытых и закрытых вопросов, соотнесения их ин-
формации остается актуальной и требует изучения. 
Предмет и содержание вопроса
Концептуально-гипотетическая модель вопроса предполагает и еще
одну структурную составляющую, а именно выделение в вопросе его пред-
мета и содержания. 
Предмет и содержание вопроса определяются его понятийным соста-
вом. Имеется два уровня понятийного состава вопроса. Первый уровень, ко-
гда содержание вопроса определяется внешним, т.е. поверхностным, значе-
нием сути явления; второй уровень, когда вопрос содержит глубинное зна-
чение, что и раскрывает его истинный смысл. В зависимости от этого меня-
ется характер и содержание ответа. Так, например, в вопросе: "Хорошее ли я
купил пальто?" получаю ответ: "Нет, тебе надо изменить фигуру", т.е. ответ
Hosted by uCoz