Navigation bar
  Print document Start Previous page
 85 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
85
В процедуре шкалирования можно выделить несколько этапов.
1. Выбор объекта шкалирования. Особенность социологического
применения шкал заключается в том, что объектом шкалирования являются
не отдельные индивиды, как в психологии, а большие группы людей, обла-
дающие теми или иными устойчивыми признаками.
2. Выбор предмета шкалирования. Поскольку изучению подвергаются
не сами социальные группы, а отдельные их признаки, то в качестве предме-
та шкалирования выступают отношения, оценки, мнения.
3. Проверка надежности и обоснованности шкалы проводится двумя
способами: повторным исследованием через определенный промежуток
времени на одной и той же группе (проверка стабильности) и "расщеплени-
ем" текста на две части с параллельной их проверкой в группе.
Применение и восприятие шкал имеют свои особенности Вот некото-
рые из них. Что лучше, давать наименование каждому элементу шкалы или
представлять ее в "голом" виде? В принципе любой шкале можно дать сло-
весное выражение. Представление шкалы без наименований в общем невер-
но, поскольку респондент все равно осознанно или неосознанно переводит
"голую" шкалу с наименованиями, придавая то или иное словесное выраже-
ние ее элементам. "Как понравился Вам хоккейный матч?" - спрашиваем мы
у респондента, предлагая оценить его по пятибалльной шкале. Респондент
переводит предложенную шкалу в некоторое смысловое выражение, припи-
сывая каждому числу то или иное словесное выражение и содержание:
"очень понравился", "не очень понравился", "средний", "плохой", "очень пло-
хой". Само по себе число не имеет содержательного значения. Оно сущест-
вует в сознании человека только в некоторой смысловой определенности и
находит выражение в конкретном контексте логического рассуждения.
Большое значение имеет длина шкалы. И хотя строгие ограничения
здесь трудно вывести, но тем не менее можно показать некоторые особенно-
сти восприятия тех или иных шкал. В жизни мы  чаще всего оперируем трех-
балльной шкалой. "Нравится ли Вам мой новый костюм?" - спрашиваем мы у
приятеля, и, как правило, ответ легко укладывается  в такую градацию: "по-
нравился", "не очень понравился", "не понравился". Иногда добавляются две
крайние позиции "очень понравился" или "очень не понравился". И только
специалист - модельер может привести более дробные градации.
Применение той или иной шкалы имеет прежде всего содержатель-
ное, а не формальное значение. Иначе говоря, чем богаче содержание того
или иного явления, тем тоньше должна быть шкала, тем больше градаций в
ней должно заключаться. Например, многие художественные спортивные
конкурсы и состязания оцениваются довольно длинной шкалой, содержащей
более десяти ступеней единиц и даже их десятые доли. И в школе при суще-
ствующей пятибалльной системе оценок учителя фактически используют
восьми-десятибалльную систему, вводя "нелегально" к оценкам плюсы и ми-
нусы и тем самым увеличивая общее количество баллов. Этого требует дос-
таточно точная оценка знаний учеников, и не только знаний, но и поведе-
ния, прилежания и т.д.
Hosted by uCoz