Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
86
Необходимо учитывать также насколько конкретный респондент спо-
собен воспринять многомерную шкалу. Восприятие зависит и от его общей
культуры, и от уровня образования, и от умения аналитически мыслить, и от
степени информированности, порога чувствительности и пр. Например, тот
или иной рабочий достаточно четко может определить, как расходуется его
зарплата хоть по стобалльной системе, но попробуйте попросить его оце-
нить уровень собственного умственного или психологического напряжения
на работе, и он вряд ли осилит десятибалльную шкалу. В вопросе "Скажите,
пожалуйста, насколько Вы устаете на работе?" - лучше предлагать пяти-
балльную шкалу: "очень устаю"; "устаю, но не очень"; "немного устаю"; "прак-
тически не устаю"; "совсем не устаю". Предъявлять больше баллов для оцен-
ки усталости - значит получить по сути искаженные данные.
При очень дробной шкале, когда респондент не может достаточно
тонко оценить какое-то явление или определить отношение, происходит ог-
рубление предлагаемой шкалы. Например, в десятибалльной шкале по изу-
чению дружеских отношений в коллективе разница между девятой и десятой
позициями редко воспринимается респондентами как существенная, также
как и разница между первой и второй. Нередко респондент обводит общим
кружком и первую, и вторую позиции или девятую и десятую, показывая тем
самым, что не видит особых различий между ними. При огрублении респон-
дент спокойно сводит десятибалльную шкалу к пятибалльной. Необходимо
учитывать и то, что респонденты чисто психологически стараются избегать
крайних позиций и свои ответы сосредотачивают где-нибудь в середине.
При построении шкал необходимо большая подготовительная и, мож-
но сказать, исследовательская работа с целью определить:
1. Насколько тонко требуется оценить то или иное событие, отноше-
ние или процесс - возможно исследователю и не требуется слишком большая
точность. Необходимо помнить, что социологические данные - это не коли-
чественное выражение протекающих процессов или уровня отношений, а
качественное определение некоторых общих тенденций.
2. Насколько содержательно данное явление, чтобы изучать его по
дробной шкале. Насколько обоснованно сущностью изучаемого явления
применение слишком длинных шкал. Далеко не каждое явление, отношение
столь содержательно, чтобы для его исследования строить специальные
шкалы. Изучение отношений в группе, выяснение частоты посещения лек-
ций или кинотеатров требуют различных градаций при разработке шкал.
3. Сможет ли респондент воспринять многомерную шкалу? Насколь-
ко он восприимчив к данному явлению, насколько информирован, представ-
ляет ли оно интерес для респондента, каков порог его чувствительности? и
т.д.
Без указанной подготовительной работы применение каких-либо
шкал в анкете не имеет смысла.
Ложные альтернативы
До сих пор говорилось об истинных альтернативах, в том смысле, что
каждая из них может быть ответом на поставленный вопрос. Независимо от
|