Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
9
причине плохих отношений с начальником, то в ответах на дихотомический
вопрос мы получаем до 40% положительных ответов, а в ответах на вопрос,
где есть альтернативы, - до 10%. Какие данные являются верными? И это не
только чисто научное любопытство. По этим данным могут приниматься те
или иные управленческие решения и не исключено, что весьма кардиналь-
ные.
Как видно, небольшая и, как кажется, простая задача правильно по-
строить вопрос оборачивается довольно сложной проблемой социального
управления. И здесь нет преувеличения. Для того чтобы эффективно управ-
лять, необходимо иметь исчерпывающую социальную информацию, а чтобы
ее получить необходимо задать вопрос и не один. Другого пути просто нет.
Или, как писал финский логик Хинтикка И., если что-то необходимо узнать,
то нам ничего не остается как только задать вопрос¹. И от того, насколько
правильно будет задан вопрос, зависит и качество ответа.
Надо сказать, что несмотря на широкое распространение массовых
опросов методом анкетирования в социологической литературе проблеме
построения вопроса и разработке анкет как системе вопросов уделяется
очень мало внимания. Имеющиеся работы, специально посвященные этой
проблеме, можно пересчитать по пальцам. Вместе с тем социологическая
практика в настоящее время накопила довольно большой опыт в разработке
вопросов. Часть этого опыта нашла отражение в некоторых публикациях, как
правило в небольших статьях. Большая же часть осталась достоянием не-
большой группы социологов-практиков.
Однако проблемы правильного построения социологического вопро-
са и анкеты в целом требуют большего внимания. Как нельзя поставить ре-
кордов на беговой дорожке, не овладев техникой бега, так нельзя ждать
больших открытий в социологии, не зная методики и техники проведения
социологических исследований и в частности правил построения социоло-
гического вопроса.
1
См.: Хинтикка И. Вопрос о вопросах . //Философия и логика. - М., 1974. - С. 303-304.
|