Navigation bar
  Print document Start Previous page
 93 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
93
Вы, наверное, замечали, как при обсуждении какого-либо вопроса не-
вольно тянется "рука к перу, перо к бумаге", чтобы наглядно изобразить свою
мысль, сделать ее более понятной собеседнику. Наглядность - самый уни-
версальный язык во все времена и для всех народов.
Почему бы не использовать этот прием и в социологической анкете
при построении того или иного вопроса?
Мы показываем респонденту картинку, на которой изображено, как
муж, препираясь с женой, в пылу гнева размахивая руками, в виде спирали
взвивается к потолку. Под рисунком вопрос: "Бывает ли так, что муж при-
ходит домой "взвинченным"?" Шуточная картинка несет в себе необходимый
объем информации. И, очевидно, ни у одного респондента не возникнет со-
мнения в понимании слова и состояния "взвинченный".
К сожалению, в отечественной практике социологических исследова-
ний почти не используется метод изобразительного представления. По-
видимому, на то есть свои причины. Для того чтобы исполнить замысел, не-
обходимы хороший художник и хорошая полиграфическая база. Если уж
применять метод наглядности, то делать это следует на высоком художест-
венном уровне. Не каждая социологическая лаборатория может позволить
себе такое дорогое удовольствие. Другая причина заключается в том, что на-
чинающие социологи не всегда представляют себе содержательное значение
и функции рисунка в социологическом опросе.
Таких функций можно выделить четыре.
1. Переключающие внимание. Картинки как игровой прием, вносящий
разнообразие, снимающий монотонность, а также как буферный вопрос для
переключения внимания респондента на новую тему. Например тартусские
социологи вводили в анкету забавные рисунки, поясняющие смысл того или
иного раздела. Новосибирские социологи при исследовании отношения к
газете "Труд" использовали в анкете рисунок двух спорящих, один из которых
держит в руках газету и высказывает свое мнение по поводу той или иной
статьи. Респондента просили выбрать, к кому из спорящих он присоединяет-
ся, чье мнение разделяет¹. Конечно, было бы неправильно использовать кар-
тинки в анкете только для того, чтобы развлечь, повеселить респондента. В
этом случае рисунок выглядел бы чуждым элементом вопросника, мешаю-
щим восприятию основной информации. Кроме развлекательного момента
рисунки одновременно несут и содержательную нагрузку.
2. Наглядность действия. Картинки в анкете можно использовать и
для того, чтобы респондент мог наглядно представлять себе то или иное
действие или явление. Социолог предлагает респонденту вопрос о том, как
он проводит свободное время, давая ему ряд закрытий конкретного характе-
ра "читает", "отдыхает", "смотрит кино" и т.д. Респондент сразу пытается пе-
ревести словесные конструкции в образную форму. Чтобы облегчить его за-
дачи, эту информацию можно представить в наглядной форме: он лежит на
диване и отдыхает, смотрит телевизор, "режется" в домино. Под картинками
вопрос, в котором респондента просят выбрать тот вид занятий, который его
больше всего привлекает и какому он больше всего уделяет время.
                                                                
1
См.: Ядов В.А. Социологические исследования. - С. 158.
Hosted by uCoz