Navigation bar
  Print document Start Previous page
 92 of 203 
Next page End  

                                                                    Аверьянов Л.Я.
                                            Социология: искусство задавать вопросы.
92
тива, можно построить ситуацию, в которой показывается, как члены кол-
лектива совместно проводят свободное время, скажем, на рыбалке. Однако
такая ситуация может быть совершенно нетипичной для изучаемого коллек-
тива, и респонденты ее не выберут, хотя это совсем не значит, что коллектив
не сплочен. Поэтому необходимо показывать типичные, повторяющиеся си-
туации или хотя бы возможные в повседневной жизни изучаемой группы.
3. Вероятность случайного выбора той или иной предлагаемой си-
туации. Дело в том, что, выбирая ту или иную ситуацию, респондент может
предпочесть ее под влиянием случайного, сиюминутного фактора, особенно
в случаях, где проявляются эмоции, определяемые настроением и положе-
нием, в котором в данный момент находится опрашиваемый. Если мы спра-
шиваем об отношениях респондента со своим непосредственным руководи-
телем и соответственно строим ряд ситуаций, то выбор одной из них может
быть продиктован конфликтной ситуацией, сложившейся, например, час на-
зад и вовсе не характерной в целом для их отношений. Имеющиеся в данный
момент отношения в той или иной степени могут оказать влияние на ответ
респондента, сколько бы он ни старался быть объективным. Так, в одном из
исследований анкета содержала такой вопрос: "Скажите, пожалуйста, бы-
ли ли у Вас в день заполнения настоящей анкеты какие-либо неприятности
на работе, например, испортились отношения с начальником, поругался с
товарищами по работе и пр.?" (с альтернативой "да", "нет"). Параллельно
были сформулированы еще два вопроса: по ориентации на увольнение и о
мотивах увольнения.
Как показал результат опроса, в группе опрошенных, имевших в день
опроса конфликтные ситуации, резко возросло количество ориентированных
на увольнение по причине не сложившихся отношений в коллективе. Это
позволяет сделать вывод, полностью подтвердивший нашу гипотезу о том,
что конкретная ситуация оказывает большее или меньшее влияние на ответы
респондентов. Полностью нивелировать воздействие сиюминутной ситуа-
ции, случайных отклонений нельзя, но снизить их влияние на результаты
исследования путем введения двух-трех контрольных вопросов можно.
Ситуативные вопросы используются в анкетах сравнительно редко,
как уже отмечалось, из-за их многословности и сложности построения. Та-
кие вопросы требуют от исследователя немалой выдумки, фантазии, владе-
ния образной формой. Разработка ситуативных вопросов весьма сложна, но
затраченные усилия окупаются получением более точной информации.
Вопросы в картинках. Самый емкий канал передачи и получения ин-
формации - изобразительный. Если вы хотите быстро, в полном объеме и
впечатляюще донести информацию до человека, то лучше всего представить
ее в наглядной форме. Ребенок тычет пальчиком в книжку и спрашивает:
"Это кто?" - "Жираф", - отвечают ему. И он уже не спутает его с другими
животными. В иллюстрированном журнале на развороте фотография: ма-
ленькая симпатичная девочка с бантиками вставляет цветок в ствол автомата
солдата. И через одну эту фотографию мы воспринимаем такой объем ин-
формации, такой заряд эмоционального воздействия, что если бы все это из-
ложить словами, то не хватило бы и тысячи страниц.
Hosted by uCoz