Аверьянов Л.Я.
Социология: искусство задавать вопросы.
99
Не знаю, не думал(а) об этом............................... 04
Этот буферный вопрос предназначен для ограничения влияния пре-
дыдущих вопросов. В нем отмечены негативные стороны городской жизни,
что заставляет человека задуматься об истинных причинах его переезда.
Иногда в исследовании приходится задавать серию однотипных во-
просов. Так, при изучении читательской аудитории всегда приходится вво-
дить большое количество вопросов о рубриках, темах той или иной газеты и
об отношениях к ним респондента. Это создает монотонность анкеты и бы-
стро утомляет опрашиваемых. Для оживления их внимания и повышения
заинтересованности в работе вводится ряд вопросов отвлекающего характе-
ра. Например: "Кто первый читает газету в Вашей семье?", "Какие газетные
материалы больше всего нравятся Вашей жене (мужу)?" и пр. Это тоже бу-
ферный вопрос.
Часто данный тип вопроса формулируется таким образом, что он ока-
зывается весьма неожиданным для респондента и отличается по тематике от
предыдущих вопросов, притом без всяких переходных фраз типа "А теперь
поговорим о другом...". Это как бы шокирующий вопрос, заставляющий за-
быть о прежних вопросах и заставляющий размышлять, для чего он был за-
дан.
В одной из анкет был такой вопрос: "Как Вы считаете, возможны ли в
ближайшие пять лет полеты человека на Марс?". Стараясь представить себе
возможность полета на Марс, респондент забывал обо всех предыдущих во-
просах и переключался на будущее, что и требовалось исследователю. Серия
следующих вопросов касалась планирования проведения отпуска. В данном
случае исследователю требовалось пробудить у респондентов воображение,
чтобы легче войти в другую серию вопросов.
Буферный вопрос предназначен для переключения внимания респон-
дента на новый тематический комплекс вопросов, для нейтрализации воз-
можных влияний предыдущих вопросов на последующие, для переориента-
ции опрашиваемых, для снятия монотонности. Буферные вопросы необяза-
тельно тематически связаны, однако желательно соблюдать определенную
логическую последовательность, хотя бы даже чисто формальную. Иначе при
резком, часто повторяющемся переходе от одного вопроса к другому у опра-
шиваемых могут возникнуть раздражение и негативные реакции. Как и дру-
гие вспомогательные вопросы, буферные вопросы могут содержать опреде-
ленную смысловую нагрузку в рамках изучаемой проблемы, и информация
от них может быть использована в последующем анализе.
Контрольные вопросы,
или вопросы-фильтры
Контрольные вопросы, или как их иногда на-
зывают вопросы-фильтры, имеют разнообразные
функции. Они предназначены для проверки. Оп-
рашиваемых на информированность, компетентность, объективность само-
оценок. Эти вопросы предназначены также для отсеивания части респон-
дентов, которых не касается ряд вопросов.
|