Некоторые из этих новых аспектов могут на первый взгляд показаться странными. Именно поэтому
от читателя требуется определенное доверие к автору, активный интерес и настойчивость. В качестве
учебника каждый может использовать эту книгу как индивидуально, так и с целью организации
курсов по тренировке памяти. Чтобы обучать других изложенному методу, не нужно обязательно
быть специалистом: достаточно хорошо его знать и иметь в душе педагогическую жилку.
Хотя предлагаемый метод результат исследований по проблеме «память и старение», он вполне
пригоден в любом возрасте. Это отметил и редактор американского издания, чем, несомненно,
объясняется большой тираж книги в США. Становится все более очевидным, что описанный метод
будет полезен всем людям, в том числе и самым молодым, включая учеников и учителей. Открывая
для себя, как работает мозг, молодые удесятеряют свои способности; они очень быстро усваивают
особо эффективные мысленные процедуры, которые подчас основаны на привычных, эмпирически
вырабатываемых стратегиях мышления.
Выбор конкретного материала во многом объясняется литературным образованием автора: вместо
формальных, часто скучных упражнений Даниель Лапп иллюстрирует предлагаемый метод на
примерах произведений искусства и литературных текстах. Прямо-таки поражаешься, находя в книге
на такую тему столько разнообразных приложений и ответвлений в области литературы, музыки,
живописи и других. Вспомним, однако, что древние греки, сделавшие отцом девяти муз Зевса, дали
им в качестве матери Мне-мозину, олицетворяющую память.
Д-р Мишель Аллар
Моей матери,
всегда живой
в моей памяти
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
Желание учиться присуще человеку и широко распространено. Стремление учиться
сосредоточено на определенном предмете. Желая что-то выучить, мы повторяем материал по
многу раз в надежде, что какой-то механизм сознания придет в действие. При этом мы углубляемся
в изучаемый вопрос и его анализируем... Таким образом, стремление учиться предполагает
сознательный и настойчивый поиск условий, необходимых для приобретения знаний.
Джеймс М¸рселл
Возможно, вам иногда и хотелось бы иметь лучшую, чем у вас есть, память, но вы тотчас говорили
себе, что тут уж ничего не поделаешь, нужно смириться ведь когда мы не знаем, как действовать,
вполне естественно оставить мысль, кажущуюся на первый взгляд нереальной. Разве люди в
большинстве своем не полагают, что память, подобно красоте, в своем роде дар божий? На самом же
деле память можно развивать, и для успеха необходим лишь минимум любознательности и
настойчивости в следовании определенной методике, основанной на проверенных научных данных.
Эта книга результат десятилетних исследований, в которых людей старше 55 лет обучали, как
упражнять свою память. Относитесь ли вы к этой возрастной группе или же вы моложе, в любом
случае вы извлечете из чтения пользу книга написана простым языком и в общедоступной манере.
Излагаемая методика зиждется на естественном функционировании механизмов памяти, в котором
участвуют процессы восприятия, эмоции, избирательное внимание и упорядоченное аналитическое
мышление; в самой методике учтены новейшие научные открытия. Мы рассмотрим и разъясним ее
применения в повседневной жизни. Если вы спрашиваете себя: «Что мог бы я сделать для улучшения
памяти?», вам будут полезны советы, приводимые в конце каждой главы. Изложение построено так,
чтобы осветить три основных вопроса:
1. Что служить помехой для памяти?
2. Как можно улучшить внимание?
3. Можно ли просто и понятно изложить суть известных систем запоминания и вытекающие из
них методики?
В первой части «Условия запоминания» вы узнаете, как работает память, что мешает ее
нормальному функционированию и какие существуют пути преодоления возникающих трудностей.
|