потребуются репродукции картин или художественных фотографий. Вполне подойдут для этой цели
репродукции на почтовых открытках или в книгах по искусству, которые вы можете взять в
библиотеке. Здесь для демонстрации самого метода помещен портрет Эмиля Золя, написанный
Эдуаром Мане. Качество репродукции, несомненно, оставляет желать лучшего, но для иллюстрации
метода она вполне годится.
Общее впечатление от картины
Вначале мы проведем субъективный анализ, а затем уже перейдем к объективному. Прежде всего
окиньте взором картину в целом и попробуйте оценить общее впечатление от нее. Тут вам помогут
следующие вопросы: «Какие чувства я испытываю при виде этой картины? (Радость, грусть,
раздражение и т.д.?) Трогает она меня или нет? Положительна моя реакция или отрицательна?
Нравится ли мне картина? Чем обусловлены мои впечатления? Сюжетом? Красками? Композицией?
Манерой письма художника?» Сделайте паузу и на какой-то момент поддайтесь эмоциям, вызванным
у вас картиной. Первоначальное чувство может быть смутным тогда разберитесь в нем. Остановив
свое внимание на этом общем впечатлении, вы сможете охарактеризовать его в эмоциональном плане
и благодаря этому лучше закрепить в памяти. Далее приступайте к логическому анализу, переходя от
субъективных наблюдений к более объективным. Обратите внимание на название картины и имя
художника. И то и другое подскажет вам общую идею произведения, и если вы уже знакомы с
творчеством этого художника, то возникнут и дополнительные ассоциации. Добавочные сведения
совсем не обязательны, но они могут помочь вам в оценке картины. Рассмотрите общую композицию
картины как расположены основные элементы, передающие ее сюжет? Что находится в центре?
На первом плане? Обращайте внимание прежде всего на самое существенное. В данном случае
изображен человек за письменным столом очевидно, за его собственным, судя по спокойной
непринужденной позе. Его лицо очень выразительно, взгляд устремлен направо. Это почти профиль.
Теперь посмотрите на предметы заднего плана. Над столом, в верхнем правом углу видно несколько
картин на стене. На одной из них изображена лежащая на кушетке обнаженная женщина; на другой
представлена фигура японца. Слева, позади стула, на котором сидит Золя, видна створка японской
ширмы с изображенной на нем птичкой на ветке цветущего дерева. Теперь закройте глаза и
попробуйте мысленно восстановить всю картину. Насколько интересным кажется вам прием, к
которому прибег художник, изобразив писателя в его рабочей обстановке? Затем обратите внимание
на освещение. Откуда и куда падает свет? Что он высвечивает? Свет сосредоточен здесь в центре
картины, акцентируя белые страницы книги, которую Золя держит в руках. Его руки и лицо тоже
попадают в световой круг. Если вам удастся найти цветную репродукцию этой картины, исследуйте
различные оттенки гаммы ее красок, отмечая при этом и свои собственные реакции на разные цвета.
В темные коричневые тона на картине окрашены стена, мебель и пол. Белые и бежевые краски, так
же как и желтизна ширмы, выделяются в световом ореоле.
Анализ деталей: субъективная оценка
Какие детали бросаются вам в глаза в этом портрете? Проанализируйте их и сосредоточьте
внимание на мыслях, которые они у вас пробуждают. Воспринимаются ли они как символы или
проявления некой типичной тенденции. Попробуйте уточнить, какой именно. (Например, здесь
отдается дань ориентализму, влияние которого на художников той эпохи было велико.) Какие
ассоциации приходят вам на ум? Когда вы уловите все интересные для вас особенности картины,
остановитесь и постарайтесь в точности их запомнить, чтобы в дальнейшем можно было при случае
на них ссылаться.
Анализ деталей: объективная оценка
Если вы хотите углубить свои познания в области живописи иди просто эта картина вам
понравилась и вы хотели бы запомнить как можно больше подробностей, продолжите свой анализ.
Ките сказал: «Прекрасная вещь это вечный источник радости», имея в виду очарование ее
красотой. Будьте систематичны и тщательно отбирайте детали для рассмотрения. Вначале изучите
центральную фигуру, затем передний план и наконец задний план. Золя одет здесь в черную куртку,
из-под которой выглядывает лишь манжета белой рубашки с золотой запонкой. Брюки его
зеленовато-серого цвета с черными полосками по бокам, согласно моде того времени. С тонами
|