Navigation bar
  Print document Start Previous page
 62 of 126 
Next page End  

ЧАСТЬ III
КАК УЛУЧШИТЬ ОРГАНИЗАЦИЮ МАТЕРИАЛА
ГЛАВА 8
ТЕХНИКА АССОЦИАЦИЙ
Человеческий ум руководствуется скорее интуицией,
чем логикой, и понимает больше вещей, чем он
в состоянии между собой связать.
Вовнарг
Толковый словарь «Малый Робер» определяет ассоциацию как психический процесс, в результате
которого одни представления или понятия вызывают появление в уме других. В нашем сознании
ассоциации сменяют друг друга непрерывным потоком, возникая в ответ на всякого рода стимулы.
Ассоциации играют важнейшую роль в любом процессе обучения. Одна вещь влечет за собой
другую, так что ассоциации помогают различным образом упорядочивать все элементы поступающей
информации. В дальнейшем извлечение их из памяти облегчается или затрудняется в зависимости от
того, как у нас первоначально формировались ассоциации. Психологи М. Н. Янг и У. Б. Гибсон,
основываясь на общей теории биологической и компьютерной памяти, подчеркивают, что «в нашей
памяти ассоциации логичны..., но если система естественных и логичных ассоциаций оказывается
неэффективной, средством для искусственной поддержки памяти могут служить ассоциации
искусственного или нелогичного типа». Именно это служит основой мнемонических приемов,
призванных облегчить быстрое извлечение информации из памяти.
Спонтанные ассоциации без всяких усилий пробуждают у нас воспоминания прошлых лет. Этот
процесс называется непроизвольной памятью. Вызвать воспоминания может любой стимул: звук,
вкус, видимый предмет или его деталь. Как правило, в основе работы памяти лежат сходства или,
наоборот, различия между двумя вещами. Когда мы встречаем кого-либо, мы ищем точки
соприкосновения, общие интересы. При чтении романа мы почти систематически фиксируем в
сознании элементы «конструкции», общие для этого литературного жанра, такие как сюжет или тема,
история или интрига, персонажи. Литературные персонажи легко запоминаются, если люди сходного
типа уже встречались нам в других романах или в жизни. Описанные в литературе события, даже
явно вымышленные и подчас весьма искусственно «сконструированные», перекликаются с реальным
опытом нашей личной жизни. В каждом из нас есть кое-что от Ромео и Джульетты, не только потому,
что все мы влюбляемся, но и потому, что общество и семья нередко создают препятствия для
осуществления наших самых сокровенных чаяний. При чтении люди в большинстве своем
воспринимают прежде всего то, что роднит их с персонажами романа. С другой стороны, лица с
критическим складом ума, в особенности литературные, кино- и театральные критики, ищут в
первую очередь то оригинальное, что есть в произведении, т.е. отыскивают различия. Они пытаются
выделить индивидуальный стиль письма художника или писателя, то, что есть специфического,
присущего лишь ему одному в его манере воспринимать вещи и выражать общие для нас всех идеи.
Например, у Чарли Чаплина и Бестера Кито-на очень разная манера выражения радости и печали, и
поэтому они трогают нас по-разному.
Людям творческого склада свойствен непрерывный поиск ассоциаций. Их ум всегда активен, и
каждая ассоциация служит для них своего рода трамплином для открытия новых ассоциаций. По
этому поводу Поль Валери написал оригинальный очерк о природе творчества, чтобы сорвать покров
мистики с понятия «вдохновение». Вдохновение — это первая ассоциация, которая приходит на ум
поэту или писателю неожиданно, сама по себе, не требуя усилий. Однако это лишь отправная точка
для написания поэмы. Если автор не ищет активно других ассоциаций, в лучшем случае у него
выйдут очень красивые стихи, но не подлинно поэтическое произведение. Именно работа над стилем
превращает идеи в истинно художественные образы. Она включает активный поиск интересных
ассоциаций и оригинальных метафор, работу над рифмами, ритмом и т.д.
Hosted by uCoz