Navigation bar
  Print document Start Previous page
 76 of 126 
Next page End  

Если, вторично увидев лицо, вы смогли распознать доминирующую черту, но не можете сразу
вспомнить ассоциированный с нею вспомогательный образ, еще раз внимательно эту черту
рассмотрите. При этом вам, вероятно, придут на ум словесные комментарии, которые вы делали
раньше. Как мы уже видели, сочинение маленькой истории с вашими личными комментариями
помогает закреплению в памяти мысленных ассоциаций. Например, когда вы впервые видели мадам
Лефур (от фр. le four — печка), у которой очень большой рот, вы могли сказать себе: «В таком рту
может поместиться печка!». И вы вспомните это замечание, когда снова увидите рот мадам Лефур.
Именно осознанная фиксация в уме деталей запоминаемой черты служит ключом к созданию
прочной ассоциации. Обращайтесь к своему воображению. Как только в звучании имени вы найдете
смысловую подсказку, в вашем распоряжении будет средство для его запоминания.
На этой стадии вас не должно беспокоить, если вместо точной фамилии вам удастся вспомнить
лишь приблизительное ее звучание. Не стесняйтесь и говорите «мадам Дюфур» вместо Лефур или г-н
Шарпантье вместо Карпантье. Эти фамилии настолько сходны, что многие люди даже не заметят
разницы в произношении. А если даже и заметят, то вас поправят и в следующий раз вы будете в
состоянии вспомнить точную фамилию. Успех в 80% случаев все-таки лучше, чем сплошные
неудачи. Не стесняйтесь переспрашивать фамилию собеседника перед расставанием, а затем сразу же
начинайте искать в ее звучании смысловую подсказку; постарайтесь уединиться в комнате и в уме
зримо вообразите найденный вами вспомогательный образ, совмещенный с той чертой лица вашего
нового знакомого, которая бросилась вам в глаза во время беседы.
Личные имена и названия вещей
Возьмите себе в привычку отыскивать какой-то смысл во всех именах и названиях, которые вы
хотите запомнить. Эта система вполне пригодна для запоминания названий книг, фильмов,
фирменных марок, улиц и т.п. Затем представьте этот смысл в виде зримого образа-символа. Ниже
приведен пример ассоциирования образов, очень полезного при запоминании не только фамилий, но
и других имен собственных.
Предположим, что вы хотите запомнить имя мастера, ремонтирующего вам холодильник на дому.
Очень полезно найти ассоциацию между названием починяемого прибора (холодильника) и именем
мастера (скажем, Альфред о). Имя Альфредо очень близко по звучанию к имени вашего друга
Альфреда. Теперь остается лишь связать воедино три образа — вашего друга Альфреда, мастера
Альфредо и холодильник: вообразите, что ваш друг Альфред чинит вам этот аппарат. В следующий
раз, когда вы про себя подумаете о «поломке холодильника», в вашем уме всплывет образ друга и вы
вспомните об Альфредо, испанском варианте его имени. Если вы найдете другие ассоциации,
используйте их. Например, вы могли подумать об итальянских спагетти, о ресторане вблизи вашего
дома или о «соусе Альфредо». Вообразите блюдо под этим соусом, помещенное в ваш холодильник.
Когда вы про себя подумаете «холодильник», в воображении всплывет мысленно положенное в него
итальянское блюдо, и это наведет вас на мысль об имени мастера. Еще одна ассоциация может
возникнуть от звучания итальянских слов «al
freddo», в переводе означающих «на холоду». Эта
ассоциация идеально подходит к случаю с холодильником. Для запоминания я бы вообразила
мастера, который заперт в холодильнике: он жестикулирует и кричит по-итальянски «al
freddo!».
Немного по-сумасшедшему, но зато эффективно.
Возможны миллионы разных ассоциаций. Вы увидите, как легко они приходят на ум, когда вы их
начинаете искать. Пусть это будет для вас игрой. Поупражняйтесь в запоминании имен, спрашивая
самых разных людей, как их зовут. В ресторане, на почте, в банке достаточно лишь посмотреть на
табличку с фамилией служащего, выставленную у его окошечка или прикрепленную к его одежде.
При просмотре кинофильма попробуйте запомнить имена главных героев.
Но, скажете вы, люди в большинстве своем помнят имена, вовсе не прибегая к этому методу. Как
им это удается? Мотивация, внимание, какие-то несложные мысленные операции для запечат-ления
сведений в мозгу и особенно постоянная практика делают свое дело. На одном из занятий мне
повстречалась женщина, которой удалось запомнить все 12 имен и фамилий в предварительном (до
начала обучения) тесте. Результат для дебютанта великолепный, но столь необычный, что он казался
подозрительным... Хотя тесты предлагались таким образом, что возможность обмана исключалась.
Когда я спросила эту женщину, каким образом удалось ей запомнить столько имен, она толком не
могла этого объяснить, упоминая лишь кое-какие ассоциации и отдельные детали. В данном случае
порядок предъявления фотографий не помог бы: при узнавании фотографии шли в другой
последовательности. Секрет поразившей меня женщины был прост: в течение 35 лет она работала
учительницей начальных классов и считала делом чести запоминать учеников в лицо и по имени с
Hosted by uCoz