В действительности все мы можем повысить эффективность своего чтения. Как? Побуждайте свой
ум к динамичной деятельности, задавайте себе вопросы, упорядочивайте то, что почерпнули из
чтения, делайте паузы для размышления об основных идеях и творчески пересматривайте все это.
Комментировать прочитанный материал, мысленно дополнять его и развивать применительно
к вашим личным интересам лучше всего сразу же после прочтения. Если вы хотите запомнить
лишь общую идею произведения, чтобы, скажем, поговорить о ней в обществе, вам не потребуется ни
столько времени, ни таких умственных усилий, как в том случае, если вам по этой книге нужно
сдавать экзамен. Но и в последнем случае вполне естественно, что раньше или позже вы в какой-то
степени забудете изученный материал, если время от времени не будете к нему возвращаться.
Например, в прошлом вы могли обладать хорошими познаниями в химии, литературе или
авиатехнике, но если вы этим больше не занимаетесь, то вам будет казаться, что от прежних знаний
ничего не осталось. Вероятно, и в самом деле у вас не останется таких следов в активном,
повседневно используемом слое памяти «в «голубой зоне», но они будут все еще глубоко и прочно
храниться в «серой зоне» (см. гл. 2). Если вы заботились о том, чтобы записывать в памяти
информацию систематическим образом, понимая общие принципы, вы будете в состоянии находить
ее, когда она вновь понадобится. Отталкиваясь от того, что удалось извлечь сразу, вы сможете
вспомнить многие другие вещи методом дедукции и с помощью других мысленных логических
операций. Если вы зафиксировали в памяти примеры и иллюстрации к какому-то принципу, они
вновь появятся в вашем сознании как ассоциации образов.
Культура основана на кумулятивном процессе обучения. Встречая что-то новое, мы вписываем его
в совокупйость всего, что нам уже известно. Так как способность к узнаванию у всех очень хороша,
мы без труда воспринимаем среди нового то, с чем встречались раньше. Повторно изучать тот же
самый предмет гораздо легче, потому что в нашем сознании уже есть «картотека ссылок», к которой
мы можем обращаться. Все это верно при условии, что мы придаем запоминаемому предмету
большое значение и изучаем его должным образом. Зубрежка перед экзаменом может быть
эффективна на короткий срок, но она не выдерживает испытания временем. Лучшие ученики
занимаются регулярно и углубленно. Они оставляют время для фиксации в памяти различных
сведений, и эти сведения упорядоченным образом вписываются в структуру уже имеющихся
познаний. Такие ученики не похожи на катящиеся камни, которые не обрастают мохом. Обычно они
более образованны. Приобретая новые знания, они заново пересматривают уже известное им, так что
в их памяти оказывается больше активных «картотек», чем у большинства людей. По прошествии
многих лет мы помним только то, что изучали систематическим образом и что нас больше всего
затронуло. Для памяти наиболее благоприятно гармоничное сочетание эмоционального и
интеллектуального. Вам нетрудно будет проверить это утверждение, спросив себя, какие курсы,
авторы и преподаватели лучше всего вспоминаются вам сегодня.
Вспомнить все, что мы читали, совершенно невозможно. Однако можно и вполне целесообразно
добиваться запоминания того, что нам интересно, со специальной целью поделиться этим с другими
людьми, пока информация еще актуальна. Через два дня после прочтения какого-нибудь документа
мы обычно помним лишь 20% прочитанного, и то лишь основные идеи. Увеличить шансы на
запоминание вам поможет изложенная ниже методика: вы увидите, что можно для этого сделать до,
во время и после чтения.
Прежде всего добейтесь концентрации внимания, устраняя отвлекающие факторы и помехи. Если
шумно, положите в уши вату, чтобы отключиться от окружения. Заметьте, что, если у вас время
ограничено, вы будете работать интенсивнее, т.е. читать более сосредоточенно.
Перед тем как взяться за чтение, нужно уяснить себе, какую цель вы преследуете. Необходимая
степень концентрации внимания и организованности мышления зависит от того, что вы будете
читать. Определите цель: читаете ли вы ради развлечения? Для того чтобы поделиться с кем-нибудь
своими впечатлениями? Чтобы получить нужную вам информацию? Или вы хотите углубить свои
познания? Ваша установка будет влиять на выбор методики запоминания и на степень необходимой
структурной организации материала. Поддерживайте в себе достаточную гибкость мышления, чтобы
легко переходить от одной методики к другой, и у вас будут разные средства для достижения цели.
Во время чтения вы должны фиксировать в уме то, что считаете важным запомнить. Читая,
проявляйте активность, мысленно отмечайте ключевые слова, идеи и образы (в карманных изданиях
и периодике вы можете также подчеркивать нужные места). Если вам на ум пришла какая-нибудь
ассоциация, прервите чтение и прокомментируйте ее. Попробуйте осознать, чем задевает вас этот
текст. Это выведет вас на следующую стадию: на критику.
|