временных терминах, доступная пониманию обычных людей и актуальная для сегодняшней
жизни.
Думаю, что именно это и является содержанием революции в сознании. Мы заново открываем
вечную мудрость для самих себя, в современных терминах, и превращаем ее в актуальную для
того мира, в котором господствуют наука и здравый смысл.
Роль духовности
Г р о ф : Давайте опять вернемся к вопросу о задаче синтеза мистического и научного
мировоззрений. В академических кругах распространено ощущение, что наука со своим
материалистическим монизмом раз и навсегда развенчала и дискредитировала всю духовность и
религиозность от примитивных племенных верований до великих мистических традиций. Я
полагаю, что такой подход отражает не только фундаментальное непонимание природы и
функции науки, но и неумение отличить духовность от религии. Мне это представляется весьма
серьезной проблемой. Не думаю, что примирение между наукой и духовностью возможно без
внесения ясности в этот вопрос.
Л а с л о : В таком случае как бы вы определили духовность чем именно она отличается от
религии?
Г р о ф : Духовность личное дело каждого, касающееся его взаимоотношений с космосом.
Религия же представляет собой организованную деятельность, требующую специальных мест и
особой иерархической системы назначенных посредников. В идеале религия должна обеспечивать
верующих необходимыми средствами и поддержкой для духовных переживаний. Однако на деле
это очень часто отнюдь не так! Именно личные духовные переживания представляют серьезную
угрозу для организованных религий, поскольку они освобождают людей от зависимости от
организации и системы верований. Мистики не нуждаются в посредничестве, у них есть прямой
путь к божественному, поскольку духовность зиждется на непосредственных переживаниях ра-
дикально иного взгляда на реальность консенсуса или иных, обычно сокрытых, измерений
реальности. Эти переживания происходят в измененных состояниях сознания. Изучение таких
переживаний составляет предмет трансперсональной психологии. Эта сфера явлений требует
самого серьезного исследования, результаты которого должны быть включены во всеобъемлющее
научное мировоззрение будущего.
Все великие религии начинались с визионерских состояний и надличностных переживаний их
создателей с переживания просветления Будды под деревом Бодхи, чудесного путешествия
Мухаммеда или явления Иеговы Моисею в горящем и несгорающем кусте. Библия полна
описаний таких переживаний огненная колесница, явившаяся Иезекиилу, искушение Христа
дьяволом, ослепительная встреча Савла с Иисусом на пути в Дамаск или апокалиптическое
откровение святого Иоанна в его пещере на острове Патмос.
Однако, когда возникают организованные религии, верующие узнают об этих переживаниях из
проповедей и священных писаний. Непосредственный доступ к божественному уже недоступен и
зачастую неприемлем. Если у кого-то в любой из сегодняшних церквей возникают подлинные
мистические, переживания, обычный священник скорее всего направит такого человека к
психиатру. Когда религия организована, непосредственные надличностные переживания
происходят большей частью лишь в ее мистических ответвлениях или монашеских орденах, где
все еще практикуется подлинная духовная практика медитация, пост, молитвы и т. д.
Есть основополагающее различие между религией и мистицизмом. Бывает религия без духовности
и духовность без религии. Организованной религии необходимо убеждать людей в том, что они
ради правильных взаимоотношений с божественным обязаны регулярно приходить в конкретное
место и взаимодействовать с системой. А для мистиков роль храма играют природа и их
собственное тело. У них прямая связь с божественным, которая не нуждается ни в каких
посредниках, особенно в таких, которые не имеют личного опыта переживаний и являются не чем
иным, как назначенными чиновниками. Пользу мистикам могут принести не они, а сообщества
искателей и учителей, еще более продвинутых на пути, чем они сами.
Аутентичные духовные системы основаны на столетиях систематического исследования психики
с использованием тщательно разработанных технологий изменения сознания. Они представляют
собой результат процесса, во многих отношениях напоминающего научный метод.
Л а с л о : Философу Альфреду Норту Уайтхеду принадлежит одно примечательное наблюдение.
По его словам, наука, как и культура, развивается благодаря великому уму, который по-новому и в
более широком контексте высвечивает некую конкретную область опыта и исследования. Идеи
такого человека в целом адекватны, но зачастую непоследовательны в деталях. Затем приходят
|