лучше, чем я сам планировал или ожидал. И наоборот, когда я в стрессе, когда утомлен и
нахожусь в напряженном, озабоченном состоянии ума, синхронистич-ность в моей жизни
случается очень редко. Напрашивается предположение о том, что взаимосвязанность разнородных
событий отражает мое собственное состояние сознания. Если это так, то отсюда следует очень
интересный вывод о том, что, действуя в направлении собственного внутреннего благополучия, я
каким-то образом могу влиять на частоту проявлений синхронистичности.
Признание и понимание этой взаимосвязанности непростая задача для господствующей
научной парадигмы. Однако я слишком часто переживал ее, чтобы убедиться в том, что явление
на самом деле существует, а значит что-то не в порядке с самой парадигмой.
Л а с л о : Мы должны понять, во-первых, что синхронистичные явления и переживания
действительно происходят, а во-вторых, что это случается независимо от каких-либо классических
причинно-следственных связей. Впрочем, я все же задаюсь вопросом, а не существует ли какая-то
разновидность связи, которую мы не обнаруживаем потому, что ищем ее в рамках старой па-
радигмы? Может быть, мы должны рассматривать отдельного человека как часть более обширной
целостности? И трансформацию, возможно, претерпевает именно эта целостность, в то время как
отдельные личности ищут на ощупь какого-то понимания происходящего с ними самими, их
сообществами и цивилизациями. Поэтому, покуда поиск объяснений ведется в индивидуальных
умах, мы и получаем все эти парадоксальные, кажущиеся эзотерическими данные, между тем как
объяснение может лежать на совершенно ином уровне целостности.
Важно, однако, внести ясность, о каких именно проявлениях синхронистичности или
совпадениях мы говорим: о тех, которые происходят с сознанием разных людей, или же о тех,
которые касаются сознания в той же степени, что и материальной действительности?
Г р о ф : Интересующие меня необычные совпадения делятся на две разновидности.- К первой
относятся очень маловероятные события или их сочетания. Эта разновидность впервые была
описана австрийским ученым Каммерером, который был выведен Артуром Кестлером в его книге
Случай с акушерской жабой. Явления синхронистичности неоднократно происходили с
Каммерером, поражая его воображение. К примеру, водин и тот же день он дважды столкнулся с
одним и тем же номером на трамвайном билете и на билете на вечернее представление в театре.
К тому же он получил этот билет от знакомого в тот же день, что и интересовавший его
телефонный номер.
К.Г. Юнг ссылается на наблюдения Каммерера в своей статье Синхронистичность, или
непричинный связующий принцип, где он приводит пример еще более поразительной истории о
некоем мсье Дешане и редком виде пудинга с изюмом. В первый раз мсье Дешану этот пудинг
преподнес в качестве подарка на день рождения его друг, мсье де Фонжибу. Во второй раз Дешан
увидел, название этого пудинга в парижском ресторане и, заказав его, узнал, что последний кусок
пудинга только что был заказан в другой части ресторана не кем иным, как все тем же мсье де
Фонжибу. Тот совершенно случайно зашел именно в этот ресторан во время своей
незапланированной поездки в Париж.
Спустя много лет состоялась третья встреча мсье Дешана с тем же самым пудингом. Его подавали
на вечеринке, где Дешан был среди гостей. Ему тут же пришло в голову, что для полноты картины
недостает только его приятеля де Фонжибу. В этот момент неожиданно зазвонил дверной
колокольчик. На пороге оказался смущенный и сконфуженный де Фонжибу. Оказалось, что он
попал в этот дом по ошибке: кто-то случайно дал ему неверный адрес.
Мне трудно считать экстраординарные совпадения такого рода обычным течением событий
они астрономически невероятны. Я гораздо больше склонен усматривать в них деятельность
некоего космического насмешника, пишущего сценарий реальности.
Вторая разновидность синхронистичности еще более примечательна. К ней относятся ситуации,
одна часть которых является внутренним психическим переживанием, а другая событием в
реальности консенсуса, то есть в материальном мире. Знаменитый пример таких совпадений
история Юнга с золотым майским жуком, ударившимся об окно его кабинета в тот самый момент,
когда он анализировал сон своего пациента, в котором фигурировал очень похожий на этого жука
египетский скарабей. Джозеф Кэмпбелл описывает похожий случай из собственной жизни,
происшедший в тот период, когда он писал книгу Путь животных сил. Кэмпбелл жил тогда в
Манхеттене, на четырнадцатом этаже высотного дома. В его рабочем кабинете было два ряда
окон, один выходил на Шестую авеню, другой на реку Гудзон. Поскольку вид на Шестую
авеню не казался ему интересным, он почти никогда не открывал окна первого ряда. Кэмпбелл
писал главу о мифологии африканских бушменов в Калахари, важную роль в которой играет образ
|