Р а с с е л : Примером, наглядно иллюстрирующим изменение в сознании многих людей, является
отношение нашего общества к потреблению в пищу мяса. Всего двадцать лет назад
вегетарианство воспринималась как необычная и весьма эксцентричная причуда. Сегодня оно
стало настолько распространенным явлением, что большинство ресторанов предлагает клиентам в
своих меню качественные вегетарианские варианты. Эта перемена в общественном сознании была
вызвана целым
рядом факторов. Некоторые стали вегетарианцами по соображениям здорового питания; другие
из-за заботы об экологических последствиях мясообрабатывающей индустрии; третьих приводит в
ужас массовое убийство живых существ, и они не хотят принимать участие в этой жестокости;
четвертые просто неспособны заставить себя взять в рот нечто, что сами неспособны убить.
Общий результат массовый сдвиг в сторону той или иной степени воздержания от употреб-
ления мясного заметьте, не полное вегетарианство, а скорее предпочтение более
сбалансированной диеты. Такая смена ценностей стала возможна потому, что размышления
многих людей о мире и их понимание его стали глубже.
Г р о ф : Эрвин, вы спросили меня, как мы можем
способствовать значительной трансформации большого числа людей. В некотором роде это уже
происходит в самых разных аспектах. Множество различных переживаний способны ускорить
трансформацию и эволюцию сознания. Например, уже упоминавшиеся мною переживания омеги,
по терминологии Кена Ринга. Все они оказывают глубокое воздействие на структуру личности, на
ее мировоззрение, иерархию ценностей и жизненную стратегию. Все они как-то связаны с
постижением разрушительного и саморазрушительного характера курса, которому следует наше
общество. Бывает, что в переживаниях буквально возникают видения общественных и природных
катаклизмов и катастроф, которые произойдут с нами, если мы не изменимся. Естественным ре-
зультатом переживаний омеги являются чувство всепланетного гражданства, глубокая
экологическая осознанность в отношении универсальной духовности всеобъ-емлющей природы,
идущей на смену сектантству и нетерпимости нынешних религий мейнстрима. Мне пред-
ставляется очень важным для нашего будущего, чтобы знания о технологиях священного стали
доступны людям в самом широком масштабе через средства массовой информации. Очень важно
также позаботиться о создании систем поддержки для лиц, переживающих спонтанные
преображающие кризисы.
Л а с л о : Разрешите мне, однако, вернуться к вопросу, который не прекращает занимать меня:
откуда все-таки берутся эти необычные переживания? Являются ли они исключительно
индивидуальными, свойственны ли они всему человечеству или, быть может, волна переживаний,
характерная для нашего времени, спровоцирована чем-то, что находится за пределами
человечества?
Г р о ф : В духовных переживаниях у людей обычно возникает чувство, что они подсоединяются к
некоему внеличностному источнику высшей силе или высшему сознанию. Оно может
принимать форму архетипического существа или вообще полностью выходить за пределы формы.
Когда происходит последнее, оно воспринимается как Космическое Сознание, Универсальный
Разум, Дао тут можно использовать и любое другое имя, которым вы пожелаете назвать
недифференцированную божественность. В переживаниях контактов с НЛО этот источник
представляется внеземным разумом, существом или существами из другой части вселенной.
Разумеется, всегда остается открытым вопрос о том, что означает внутрипсихическое и что
находится вне психики. С точки зрения более широкой трансперсональной перспективы, то, что
воспринимается как божественное, по сути является более высоким аспектом нас самих, а
внеземные переживания происходят, вероятно, из коллективного бессознательного. Так же, как в
индуистской концепции Атмана-Брахмана индивидуальная психика в конечном счете соизмерима
со всем сущим.
Р а с с е л : Я порой задумываюсь над тем, насколько вообще важен вопрос о разнице между тем,
что происходит внутри нас, и тем, что зарождается там, снаружи. Может быть, любое различие
между там, вовне и здесь, внутри иллюзорно, а важна лишь ценность самого переживания.
Духовные переживания практически всегда являются очень сильными и волг нующими, и во
многих случаях они меняют жизнь людей к лучшему.
Г р о ф : С уверенностью можно лишь констатировать, что все эти переживания воспринимаются
как возникающие из источника, запредельного тому, что люди обычно считают своей личной
идентичностью, своим заключенным в кожу эго. Кроме того, они обладают способностью
|