JI а с л о : Достаточно ли сильны изменения в системе ценностей отдельных людей, чтобы
привести к модификации наших социальных институтов и общепринятых поведенческих кодов?
Это очень важный вопрос, поскольку в своих социальных и профессиональных ролях мы ведем
себя в соответствии с чужими ожиданиями. Что же происходят в этом отношении, если у вас было
преобразующее переживание, ведущее к новым прозрениям и революции в вашем сознании?
Продолжаете ли вы играть те же социальные роли, что и прежде? Ведете ли вы себя, как прежде?
Или, быть может, в большинстве случаев люди, прошедшие такие переживания, и вести себя
начинают иначе?
Г р о ф : За прошедшие годы я многократно был свидетелем того, как переживания не только
меняли людей, но и оказывали глубочайшее воздействие на ход их повседневной жизни. Зачастую
при этом они не оставляли свою работу и не отказывались от своей жизненной ситуации в целом.
Ведь люди определенных профессий врачи, юристы, учителя и т.д. легко могут продолжать
заниматься тем же, чем они занимались и раньше, но делать это с позиций иного модуса сознания,
по-другому, с измененным фокусом. Однако бывают и такие виды занятости, которые очевидно
несовместимы с новым способом видения реальности, и в этом случае продолжать вести старый
образ жизни невозможно.
Наглядный пример тому один мой знакомый физик, написавший диссертацию о воздействии
магнитного поля Земли на траекторию снарядов. Его диссертация была засекречена, после чего
ему предложили работу в Пентагоне. Как он впоследствии рассказывал мне, он и его коллеги
работали над очень конкретной задачей: как оптимальным образом распределить элементы ракеты
с большим числом боеголовок, чтобы полностью вычистить территорию в сто квадратных миль.
В ходе работы над математической стороной этой задачи он внезапно осознал, что имеет дело не
просто с абстрактной задачей, что на самом деле речь идет не о ста квадратных милях, а о
человеческих жизнях, о детях, семьях, школах, больницах... Он понял, что до этого момента на
самом деле не отдавал себе отчета в том, к чему может привести его деятельность. Он поднялся
сам не свой и покинул рабочее место, куда больше так и не вернулся. Позже он занялся телесно-
ориентированной терапией, стал целителем, сильно заинтересовался вопросами духовности.
Л а с л о : Мне тоже известны примеры откровений, полностью менявших жизнь людей. Недавно я
познакомился с одним человеком, имя которого в прошлые годы было хорошо известно в
Германии. В весьма молодом возрасте, будучи мясником, он подписал контракт со штабом
американских оккупационных сил в Германии. По этому контракту он поставлял сосиски для
войсковых кухонь и вскоре очень разбогател. В последующие годы он основал крупный
мясоперерабатывающий комбинат, специализирующийся на производстве разных видов сосисок.
Он стал очень богатым человеком, ему принадлежали огромные бойни, на него работали тысячи
людей.
Однажды он поехал в отпуск в Сахару, где провел две недели в пустыне, ведя почти бедуинский
образ жизни. Там, совершенно неожиданно для него, ему пришло в голову, что то, чем он
занимается, ужасно для животных и совсем не так уж хорошо для людей. Его пронзило острое
ощущение зря проживаемой жизни. Он осознал, что должен прекратить забивать животных.
Вернувшись домой, он продал все принадлежащие ему фирмы и создал организацию,
занимающуюся экологическими проектами. Можно предположить, что его просветление каким-
то образом было вызвано измененным состоянием сознания во время пребывания в пустыне.
Такое может происходить на индивидуальном уровне, но для того чтобы изменилось общество в
целом, необходимо, чтобы это происходило со многими индивидами. Как может большое
количество людей получить столь значительные по своему смыслу переживания, чтобы
полностью изменилась их жизнь? Возможно ли это вообще?... И что мы можем сделать, чтобы
способствовать этому?
Г р о ф : На сегодняшний день в нашем распоряжении имеется множество древних и современных
методов, могущих ускорить такую трансформацию. Судя по всему, неуклонно растет интерес в
обществе к следованию по такому пути. Нередко такая трансформация происходит
самопроизвольно. Кен Ринг описывает случай с мафиози, который радикально переменился после
ОСП около смертного переживания. Кен говорил о переживаниях омеги, имея в виду идею
Тейяра де Шардена о точке омега, к которой человечество следует в своей эволюции. В разряд
этих переживаний он включил, помимо ОСП, спонтанные мистические состояния,
психоделические переживания, переживания людей, побывавших в контакте с НЛО, а также такие
самопроизвольные психодуховные кризисы, или ситуации духовной скорой помощи, как
пробуждение кундалини.
|