И что же тогда произойдет? Что будет, если возможностей планеты Земля хватит лишь на то,
чтобы прокормить пять или четыре миллиарда человек, а не шесть миллиардов? Что случится
после того, когда лишние люди окажутся ниже уровня выживаемости? В подобной ситуации
могут разразиться разрушительные конфликты, вспыхнуть опустошительные эпидемии,
произойти массовые переселения. Содрогнется вся мировая система. Не очень-то хочется долго
обсуждать вариант Страшного Суда, однако необходимо осознавать, что мы стоим перед угрозой
весьма серьезных потрясений. Отсюда следует необходимость изменения западного способа
смотреть на вещи.
Я недавно вернулся из Азии, где в очередной раз убедился в том, сколь мизерны там шансы у
нуждающихся людей на какие-либо изменения в их жизни. Они с трудом умудряются сводить
концы с концами. Большая часть человечества живет слишком близко к уровню выживания, и этот
факт тоже подтачивает системы жизнеобеспечения.
Куда ни глянь, везде та или иная проблема, куда ни посмотри, везде необходимо как-то
адаптироваться. Все это означает необходимость изменения ведущего модуса сознания. Это
корень проблемы. Мы должны начать думать иначе, чувствовать иначе и по-другому относиться
друг к другу и к природе. В противном случае нам не справиться с угрожающей нам опасностью.
В наше время мы все находимся в одной лодке. Думаете ли вы, что у нас есть способность
измениться? Есть ли реальный шанс на радикальное изменение в сознании?
Г р о ф : Я уже более сорока лет занимаюсь исследованием необычных состояний сознания,
вызванных психоделическими препаратами или мощными экспериментальными формами
психотерапии, а также теми, которые возникают самопроизвольно. За это время я был свидетелем
огромного множества примеров глубокой трансформации индивидуального сознания. Среди
наблюдаемых при этом изменений значительное снижение агрессивности и общее повышение
сострадания и терпимости. По мере того, как растет способность наслаждаться жизнью,
наблюдается значительное снижение ненасытного стремления к преследованию линейных целей
стремления, оказывающего, судя по всему, магическое воздействие на людей в западном
индустриальном мире и во всем нашем обществе. Я говорю об убежденности в том, что больше
означает лучше, что неограниченный рост, удвоение или утроение валового национального
продукта способно осчастливить всех нас. Другим важным аспектом этой трансформации является
духовный кризис универсальной и несектантской природы, характеризующийся осознанием
единства всего мироздания и глубокой связи с другими людьми, другими видами, природой и
целым космосом.
Поэтому у меня нет никаких сомнений в возможности глубокой трансформации на личном уровне,
а также в том, что она увеличит наши шансы на выживание, если будет происходить в крупных
масштабах. Естественно, остается открытым вопрос, произойдет ли трансформация такого рода в
достаточно крупном сегменте населения за достаточно короткое время, чтобы привести к су-
щественным переменам. Перефразирую этот вопрос в практической плоскости: можно ли
ускорить подобное изменение, и если да, то с помощью какой стратегии и какие побочные явления
будут с ней сопряжены? Так или иначе, но в самой по себе человеческой личности уже имеются
встроенные механизмы, способные стать промежуточным звеном на пути к глубокой и благотвор-
ной трансформации.
Л а с л о : В настоящее время мы видим, что в мышлении людей происходят изменения,
предвещающие подлинную революцию в сознании. Что вы по этому поводу думаете? Связано ли
это с тем фактом, что нам угрожает опасность, или же это случайность, простое совпадение?
Р а с с е л : Я считаю, что связь есть. Но, скорее, не угроза является причиной трансформации, а
обе они проистекают из одного и того же источника свойственного нашей культуре
материалистического сознания. Это коренная причина глобального кризиса. Наша деловая этика,
наша политика, даже наш индивидуальный стиль жизни все это лишь симптомы более глу-
бокой проблемы. Вся наша цивилизация нежизнеспособна, и причина этого в нежизнеспособности
нашей ценностной системы, самого нашего сознания, которое определяет наше отношение к миру.
Нас приучили верить, что чем больше у нас вещей, чем больше мы производим, чем больше у нас
контроля над природой тем мы счастливее. Именно это и приводит к тому, что мы так склонны
вс¸ эксплуатировать, так много потреблять, не заботясь о других частях планеты и даже о других
представителях своего собственного вида. Нежизнеспособна сама эта разновидность сознания.
Сегодня лишь десять процентов населения мира принадлежит к обеспеченному классу, у
представителей которого после приобретения еды, одежды, крыши над головой и других
материально необходимых вещей еще остается достаточно денег на различные излишества.
|