на Западе.Однако можете ли вы поподробнее разъяснить идею универсального сознания, степень
выраженности которого составляет субъект эволюции?
Р а с с е л : В понимании универсальной природы сознания полезной аналогией может послужить
картина, написанная на холсте. Какова эта картина зависит от красок, от качества кистей, от
вдохновения художника. Но какая бы ни писалась на холсте картина, простая или сложная, холст
тот же, и он совершенно необходим. Без холста не было бы и картины. Точно так же обладание
сознанием является необходимой предпосылкой любого переживания. Варьируются лишь образы,
возникающие в сознании. Простейшие организмы переживают простейшие картины реальности.
Существа с эволюционировавшими органами чувств могут более детально переживать мир в
своем уме. Чем сложнее нервная система, тем глубже обработка сенсорных данных и целостнее
картина реальности.
Главной причиной, по которой человеческое сознание разительно богаче, чем сознание других
животных, является тот факт, что мы развили речевую способность. Используя слова, то есть в
сущности символы, мы можем сообщать друг другу различные аспекты своего опыта. Это
означает, что мы умеем делиться друг с другом своими переживаниями. Собака обучается
главным образом на собственном опыте, свое познание мира она вынуждена строить с самого
нуля. Люди учатся не только на собственном опыте, но и на опыте других. В результате мы
сформировали коллективный корпус знания, значительно превосходящий все, чего мог бы достичь
в одиночку каждый отдельный индивид. Поэтому у нас есть образование. Мы стремимся
передавать сво¸ пони-
мание другим, чтобы они могли извлекать пользу из чужого опыта.
Вероятно, самым важным следствием развития языка является способность мыслить. Мы
используем язык не только для общения друг с другом, мы пользуемся им и во внутреннем
измерении, мысля словами. Из этого развилась способность рассуждать, думать о прошлом,
воображать будущее, делать выбор, думать о своих переживаниях. Из этого возникло и
самосознание: мы сознаем, что мы сознаем; мы осозна¸м тот факт, что у нас есть сознание.
Л а с л о : Способность осознавать свою способность осознавать так называемое рефлексивное
сознание открывает тому, кто им обладает, воистину новое измерение.
Р а с с е л : Само-рефлексирующая природа нашего сознания открывает нас для восприятия
божественного. Та или иная форма чувствительности, которую разделяют все чувствующие
существа, близка к мистическим представлениям о Боге. На протяжении всей человеческой
истории, в самых разных культурах, мистики неоднократно заявляли о единстве своей личной
идентичности и Бога. В индуистской философии это находит свое отражение в концепции
единства Атмана, то есть сущности нашего сознания, и Брахмана сущности и источника всего
бытия. В христианской традиции именно это прозрение, судя по всему, стояло за фразой, как Л
есмь Бог, хотя для многих мистиков такие высказывания оканчивались неприятностями с
церковью, считавшей их еретическими.Сегодняшняя наука не слишком много внимания обращает
на эту универсальную природу сознания. Она все еще находится в плену старой модели, согласно
которой пространство, время и материя составляют первичную реальность, а сознание каким-то
образом возникает из них. Но по мере того как наука будет относиться к теме сознания все более
серьезно, ей постепенно придется разработать иную парадигму, в которой сознание
рассматривается как столь же первичное качество реальности, как пространство, время и материя.
И тогда она откроется для нового понимания того, о чем тысячелетиями говорила религия. Это
будет уже не классический Бог этакий старик на небесах, а представление о Боге, прекрасно
согласующееся с научным пониманием мира. Именно тогда начнут происходить по-настоящему
интересные перемены. Сейчас они еще не начались, но я верю, что мы к ним идем.
Г р о ф : Пит, многие представители основной части научно-материалистического мейнстрима
категорически не согласились бы ни с чем из того, что вы говорите. Например, с тем, что
способность к осознанности пронизывает все живое и все сущее, что наша глубочайшая сущность
божественна. Я помню ряд экстремистских заявлений, сделанных после того, как Норберт Винер
сформулировал основы кибернетики. Например, когда была сконструирована механическая лиса,
способная преследовать кролика, не имея никакого субъективного представления о его
существовании, было всерьез высказано предположение, что все животные на самом деле таковы,
что они всего лишь механические системы, лишенные всякого субъективного осознавания и
ведомые лишь
сложными последовательностями стимулов и реакций. Отказать в сознании людям было труднее,
ведь мы все переживаем его.
|