Navigation bar
  Print document Start Previous page
 68 of 78 
Next page End  

То, о чем вы говорите, не является всего лишь метафизическим теоретизированием или
псевдофилософской спекуляцией. Материалистические критики не в состоянии принять в расчет
факт наличия эмпирических свидетельств, подтверждающих этот постулат. Как я ранее говорил, в
неординарных состояниях сознания очень часто переживается осознаваемое отождествление с
другими формами жизни, включая вирусы, растения и даже различные неорганические аспекты
космоса. Можно возразить, что все это не является прямым доказательством того, что все вокруг
нас наделено сознанием. Но, в любом случае, существование подобных надличностных
переживаний позволяет предположить такую возможность. Столь же неоспорима и наша
способность переживать свою идентичность с божественным. Она неоднократно подтверждалась
современными исследованиями сознания.
Я не в состоянии вообразить какую-либо убедительную теорию, которая могла бы предложить
трезвое материалистическое объяснения существования, природы и содержания всех таких
переживаний. Поэтому вопрос, к которому вы, Эрвин, несколько раз возвращались в ходе этих
двух дней, — каково происхождение таких переживаний и их соотнесенность с реальностью, —
носит критический характер. Открывают ли они какую-то глубочайшую истину о природе
реальности, или же это всего лишь фантазии и галлюцинации? Сорок лет исследования этих
захватывающих феноменов убедили меня в том, что их следует воспринимать
всерьез.Традиционная академическая наука описывает людей как животных и биологических
мыслящих машин. Наши переживания и наблюдения в повседневном состоянии сознания
заставляют нас считать себя ньютоновскими объектами из атомов, молекул, клеток, тканей и
органов. Но надличностные переживания явственно демонстрируют, что каждый из нас может
также проявлять качества бесконечного поля сознания, выходящего за пределы пространства,
времени и линейной причинности. Некая новая универсальная формула, в духе кор-пускулярно-
волнового парадокса современной физики, возможно, будет описывать человека как существо
парадоксальное, имеющее два дополняющих друг друга аспекта: с одной стороны, он способен
проявлять качества ньютоновского объекта, с другой — характеристики бесконечного поля
сознания. Каждое из этих описаний соответствует тому состоянию сознания, в котором ведется
наблюдение.
Л а с л о : Любопытно, что в последние два года термин “сознание” стал использоваться для того,
что обычно принято было называть “разумом”, либо просто чувствительностью или
субъективностью, свойственной живым организмам. В большей части ранней литературы
“сознание” приписывалось исключительно человеческому качеству самосознания. Если вы
обладаете сознанием, значит, вы осознаете свои собственные мысли и ощущения. В этом
контексте можно говорить только лишь о сугубо человеческом свойстве, поскольку вместилищем
авторефлексивного сознания, судя по всему, является новая кора головного мозга, а она в
достаточной степени развита лишь у человека, хотя, похоже, к этому идут в своей биологической
эволюции и некото-
рые высшие приматы. Однако субъективность — не то же самое, что рефлексирующее сознание;
это лишь способность ощущать что-либо. Я полагаю, что она есть у любой существующей и
эволюционирующей в природе системы.
Как отметил Пит, в нашем способе приписывать способность к субъективности в природе нет
четкой границы. Если вы считаете, что ваша собака обладает субъективностью, то вы должны
признать ее и за вашей мышкой — и так далее, вниз по эволюционному древу. Тогда следует
признать эту способность и у простейших живых организмов, а в таком случае — почему не у их
составляющих, то есть макромолекул, молекул и атомов? Семена сознания должны
присутствовать во вселенной, они должны быть повсюду.
Р а с с е л : Да, сознание — столь же фундаментальное качество вселенной, как материя,
пространство и время.
Л а с л о : С течением времени и в ходе эволюции сознание становится все более конкретным.
Замечательным достижением нашего биологического вида является тот факт, что наш мозг и наш
организм развили вездесущие для природы семена сознания в способность авторефлексии. Это
подобно добавлению устройства мониторинга, хоть и не настроенного в соответствии с
картографией мира за пределами тела, но обла-. дающего тем не менее своей картой описания
карты мира.
Р а с с е л : Именно это авторефлексирующее сознание и делает людей особенными. Не думаю, что
такаяспособность есть у других существ. По крайней мере, собаки и кошки не рассуждают
Hosted by uCoz