удовлетворяет нас таким, как оно есть. Мы чувствуем, что что-то должно измениться: хотим иначе
выглядеть, иметь больше денег, власти, положения или славы, хотим найти другого партнера. Мы
не живем полностью в настоящем и воспринимаем свою жизнь как некую подготовку к лучшему
будущему. Это модель постоянной ненасытности, никак не зависящей от наших конкретных
достижений. Видя вокруг себя примеры людей, достигших всего того, что, как нам кажется, может
нас осчастливить, таких, как Аристотель Онассис, Говард Хьюз и многие другие, мы
начинаем понимать, что для них это не сработало, но так и не учимся на их примере, продолжая
верить, что в нашем случае все было бы по-другому.
С другой стороны, я неоднократно встречал людей, которые оказались способны обнаружить
психологические корни этой модели и сумели либо избавиться от нее, либо уменьшить ее влияние
на ход их жизни. Как правило, они осознавали, что такое отношение к жизни тесно связано с
присутствием в их бессознательном незавершенного гештальта травмы биологического рождения.
Хоть мы и сумели родиться на этот свет, мы так по-настоящему и не усвоили и не интегрировали
тот факт, что нам удалось избавиться от мертвой хватки сжимающего родового канала. Память об
этом все еще живет в нашем бессознательном. Это впечатанное в нас знание впоследствии играет
роль трафарета, через который мы видим мир и свое место в нем. Подобно младенцу, борющемуся
с тисками родового канала, мы не можем наслаждаться существующей ситуацией и ищем решение
в будущем. Нам всегда кажется, что оно где-то впереди.
Экзистенциалисты называют такую жизненную стратегию автопроекцией: мы воображаем себя в
некой, лучшей, чем сейчас, ситуации в будущем, и начинаем преследовать этот мираж. Такая
стратегия проигрышна, независимо от того, достигаем мы конкретной цели или
нет, поскольку она никогда не приносит нам того, чего мы от нее ожидаем. Она ведет к
неподлинному способу существования, неспособному дать истинное удовлетворение, к
существованию, которое иногда называют крысиными гонками или конвейером.
Единственный выход обратиться внутрь себя и завершить эту модель с помощью
экспериментальной работы в процессе психодуховного возрождения. Полное удовлетворение в
конечном счете наступает благодаря переживанию духовного измерения существования и своей
собственной божественности, а не преследованию материальных целей какого бы то ни было
масштаба. Когда люди правильно распознают психодуховные корни этой модели ненасытной
жадности, они начинают понимать необходимость обращения внутрь себя и переживания
внутреннего преображения.
Л а с л о : Находится ли такое осознавание на подъеме?
Г р о ф : Впечатление, несомненно, именно такое. Я чувствую, что это как-то связано с тем
фактом, что все больше и больше людей приходят к выводу, что автопроекция представляет собой
обанкротившуюся, неработающую стратегию, поскольку они лично убедились в том, что
материальный успех не приносит удовлетворения, либо, наоборот, из-за того, что непрерывное
преследование ими внешних целей породило непреодолимые трудности. Так или иначе, ситуация
отбрасывает их внутрь, в их собственный внутренний мир, и у них начинается процесс
трансформации. Свою долю в этот процесс может внести и крах стратегии неограниченного роста
в мировом масштабе. К сожалению, психиатры часто диагностируют многих из тех, кто
переживает такого рода радикальную трансформацию, как людей, страдающих психозом, и
сажают их на седативные медикаменты. Мы с моей женой Кристиной верим, что среди людей, в
настоящее время находящихся на излечении от психозов, есть весьма многочисленная группа тех,
кто в действительности проходит сложную психодуховную трансформацию, нуждаясь в том, что
мы называем духовной скорой помощью.
Р а с с е л : В определенном смысле вся наша культура нуждается в духовной скорой помощи. Во
многих отношениях корни этой ситуации уходят к шестидесятым годам, когда многочисленные
представители общества бросили вызов главенствующему мировоззрению, разглядев новый
способ поведения и общения с людьми и миром, не основанный на старой материалистической
парадигме.
Сегодня многое из того, что происходило тогда, может показаться проявлением наивности, однако
прозрения тех лет глубоко затронули всю нашу культуру. К примеру, медитация считалась раньше
чем-то чужеродным. В наши дни те или иные виды медитации практикуются повсеместно, ей
обучают даже в некоторых корпорациях. Она стала общепризнанной и уважаемой формой
деятельности. То же самое произошло и с йогой. В шестидесятые годы йогу изучал только
авангард; сейчас ее практикуют миллионы людей.
|