наоборот, преувеличение как защиту.
22. Заботливость, вежливость могут быть "реактивными образованиями", с помощью
которых субъект пытается защититься от собственных агрессивных побуждений. А.
Ф. Лосев (97, с.57) анализирует одно место из "Вечного мужа" Ф. М. Достоевского:
"...Павлович ухаживает за больным Вельчаниновым, который был любовником его
покойной жены. Во время этого тщательнейшего ухода за больным он пытается
зарезать спящего Вельчанинова бритвой, причем раньше никаких подобных
мыслей у Павла Павловича не было и в помине. "Павел Павлович хотел убить, но
не знал, что хочет убить, думал Вельчанинов". "Гм! Он приехал сюда, чтобы
"обняться со мной и заплакать", как он сам подлейшим образом выразился, то
есть он ехал, чтобы зарезать меня, а думал, что едет "обняться и заплакать".
Заплакать и обняться это нечто противоположное зарезать".
23. З. Фрейд ввел понятие конверсии для обозначения трансформации свободной
"суммы возбуждения" (т.е. энергии, отделившейся от несовместимой с Я идеи при
ее вытеснении) в соматические симптомы (189, с.49).
24. Феномен проекции, в отличие от других "механизмов" переживания, активно
обсуждается в советской психологической литературе (39; 40; 75; 120; 128; 131;
25. Нужно заметить, что этот механизм проявляется не только во временной форме.
Например, К. Гольдштейн, определяя мужество как "положительный ответ на шоки
существования", пишет, что "эта форма преодоления тревоги предполагает
способность видеть единичный опыт в более широком контексте, то есть
предполагает "установку на возможное" (194, с.306). Близкие идеи высказываются
также Ф. В. Бассиным с соавторами (20, с. 44; 21, с.200).
26. Обстоятельный разбор экспериментальных работ по когнитивному диссонансу
можно найти в монографии В. П. Трусова (146). См. также книгу Г. М. Андреевой и
др. (9).
27. Рационализацию отличают от интеллектуализации, которая представляет собой,
по определению Т. Кр¸бера, "уход из мира импульсов и аффектов в мир слов и
абстракций" (213, с.187).
28. Примечательно, что в рефлексологии и бихевиоризме, с которыми мы выше
сравнили методологическую ситуацию в теории переживания, натуралистическое
представление о "единицах" изучаемого процесса неизбежно приводит к отказу от
их онтологизации (см.: 242, с.341).
29. Предмет по понятию нечто внешнее, нечто перед субъектом находящееся,
предстоящее, хотя и не обязательно материальное.
30. В опытах над высокоразвитыми животными последние ставятся в такую
экспериментальную ситуацию, где их организм реализует поведенческие
закономерности гораздо более низкого порядка, чем те, на которые это животное
способно.
31. Здесь может быть выстроен целый синонимический ряд: "витальная онтология",
"онтология человеческого бытия" (123, 126), "жизненное пространство",
"психологическое пространство" (216) и т.д.
32. Для пояснения скажем, что если бы речь шла, например, о законе свободного
падения тела, то нужно было бы обнаружить те физические условия, при которых
этот закон в точности описывал бы эмпирические случаи падения тел.
33. Стоит специально обратить внимание на то, что мы попадаем здесь в область
предельного мышления, или мышления о пределах: здесь каждое слово
деятельность, предмет, потребность превращается чуть ли не в свою
противоположность. Действительно, ведь предмет это всегда нечто
оформленное, дифференцированное, плотное, а в описанном гипотетическом
мире он превращается в недифференцированную среду-стихию. Деятельность
это всегда некоторое преодоление, усилие и т.п., а здесь она сведена к
потреблению, чуть ли не к простому "перевариванию" предмета потребности. Да и
о какой потребности, казалось бы, может идти речь, когда никакой нужды в чем-
либо, живя в таком простом и легком мире, существо не испытывает? Но если так,
|