Navigation bar
  Print document Start Previous page
 108 of 120 
Next page End  

40. Мы характеризуем инфантильную установку с помощью терминов "здесь-и-теперь"
вместо "тут-и-сейчас", примененных для описания хронотопа первого типа, для
того, чтобы подчеркнуть, что речь идет о действии этой установки в пределах
других хронотопов, которым известна "протяженность" пространства и времени. 
41. Непонимание этой уникальности, отвлечение от нее, теоретическое и
экспериментальное, характерное для всех бихевиористских систем от Э.
Торндайка до Б. Скиннера, дает ход идее атомарности поведения, принятие
которой ведет к тому, что видимая целесообразность поведения объясняется либо
вероятностно – увеличением частоты подкрепленных слепых двигательных
атомов, либо на противоположном, когнитивистском полюсе (у Э. Толмена (251),
например) – внешним по отношению к движению, предваряющим его и от самого
практического движения независящим ориентированием по карте среды. В
действительности, как это впервые в истории изучения поведения конкретно-
научно было доказано Н. А. Бернштейном, движение необходимо анализировать
как изнутри детерминируемое цельна "просветленное" психическим отражением и
само являющееся необходимым моментом этого отражения. 
42. Именно этот категориальный образ перехода из легкого мира в трудный стоит за
попытками теоретического выведения эволюционной необходимости
возникновения психического отражения. Так, в гипотезе А. Н. Леонтьева и А. В.
Запорожца (87, с.49-50) возникновение психики рассматривается в контексте
перехода из "среды-стихии", где блага даны в чисто биотическом виде, в
предметно оформленный мир, где биологически существенные свойства вещей
скрыты за их абиотической оболочкой. Различие между двумя типами ситуаций –
где психика не нужна и где она необходима, – рассматриваемое П. Я.
Гальпериным (52, с.103-104), также соответствует разнице трудного и легкого
миров. 
43. З. Фрейд, кстати сказать, вовсе не претендовал в этом пункте своей теории на
приоритет и оригинальность. Он указывал, что еще в 1873 г. "такой глубокий
исследователь, как Г. Фехнер, выдвинул теорию удовольствия и неудовольствия, в
существенном совпадающую с той, к которой приводит нас психоаналитическая
работа" (157, с.37)
44. Это слово употреблено не в том психиатрическом значении термина "мания",
которое используется при характеристике аффективных расстройств (например,
эйфорическая мания, гневливая мания, спутанная мания), а скорее в обыденном
смысле и в том, которое применяется в психиатрии для описания расстройств
влечений (например, клептомания, пиромания, дромомания и т.д.). 
45. Можно возразить: если терпение идет в ход до возникновения ситуации
невозможности, оно, по определению, не является переживанием. Дело
объясняется тем, что терпение – это механизм, развивающийся для совладания
не с фрустрацией, а со стрессом, т.е. с критической ситуацией, соответствующей
легкому и простому жизненному миру. И именно благодаря терпению ситуация,
бывшая критической для существа этого жизненного мира, не является таковой
для субъекта трудной жизни. 
46. Так, например, между написанием пьесы как непосредственным результатом
сложного действия и славой как возможным мотивом и итогом такого труда лежат
многочисленные "процессы (чтения, принятия к постановке, режиссуры, игры
актеров, признания и публичного выражения признания), субъектом которых автор
как таковой являться не может, но которые тем не менее входят в эту его
мотивированную стремлением к славе деятельность в качестве существенной ее
части. 
47. Дезинтеграция сложившейся формы жизни отнюдь не всегда событие
отрицательное, например с точки зрения нравственного совершенствования, но
психологически она всегда тяжела, поскольку существует (как мы уже говорили со
ссылкой на теоретические идеи А. Г. Асмолова) мощная инерция, стремящаяся
сохранить наличную форму жизни, 
48. Так называемый "знаемый" мотив, по нашему мнению, это не просто известное
субъекту содержание, которое может стать реальным мотивом, но пока таковым не
Hosted by uCoz