Что касается конкретных теоретических положений этой дисциплины, то они в основном
воспроизводят то, что нам уже известно из теорий других типов критических ситуаций.
Среди эмпирических событий, которые могут привести к кризису, различные авторы
выделяют такие, как смерть близкого человека, тяжелое заболевание, отделение от
родителей, семьи, друзей, изменение внешности, смена социальной обстановки, женитьба,
резкие изменения социального статуса и т.д. (135; 178; 182; 195; 202; 217 и др.).
Теоретически жизненные события квалифицируются как ведущие к кризису, если они
"создают потенциальную или актуальную угрозу удовлетворенною фундаментальных
потребностей..." (206, с.816) и при этом ставят перед индивидом проблему, "от которой
он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным
способом" (178, с.525).
Дж. Каплан (178) описал четыре последовательные стадии кризиса: 1) первичный рост
напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем; 2) дальнейший рост
напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными; 3) еще
большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних
источников; 4) если все оказывается тщетным, наступает четвертая стадия
характеризуемая повышением тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и
безнадежности, дезорганизацией личности. Кризис может кончиться на любой стадии,
если опасность исчезает или обнаруживается решение.
Своей относительной самостоятельностью концепция кризисов обязана не столько
собственным теоретическим особенностям, сколько тому, что она является составной
частью интенсивно развивающихся во многих странах практики краткосрочной и
доступной широким слоям населения (в отличие от дорогостоящего психоанализа)
психолого-психиатрической помощи человеку, оказавшемуся в критической ситуации.
Эта концепция неотделима от службы психического здоровья, кризисно-превентивных
программ и т.п., что объясняет как ее очевидные достоинства непосредственные
взаимообмены с практикой, клиническую конкретность понятий, так и не менее
очевидные недостатки эклектичность, неразработанность собственной системы
категорий и непроясненность связи используемых понятий с академическими
психологическими представлениями.
Поэтому о психологической теории кризисов в собственном смысле слова говорить еще
рано. Однако мы берем на себя смелость утверждать, что системообразующей категорией
этой будущей концепции (если ей суждено состояться) должна стать категория
индивидуальной жизни, понимаемой как развертывающееся целое, как жизненный путь
личности. Собственно говоря, кризис это кризис жизни, критический момент и
поворотный пункт жизненного пути.
Внутренней необходимостью жизни личности является реализация своего пути, своего
жизненного замысла. Психологическим "органом", проводящим замысел сквозь
неизбежные трудности и сложности мира, является воля. Воля это орудие преодоления
"умноженных" друг на друга сил трудности и сложности. Когда перед лицом событий,
охватывающих важнейшие жизненные отношения человека, воля оказывается бессильной
(не в данный изолированный момент, а в принципе, в перспективе реализации жизненного
замысла), возникает специфическая для этой плоскости жизнедеятельности критическая
ситуация кризис.
Как и в случаях фрустрации и конфликта, можно выделить два рода кризисных ситуаций,
различающихся по степени оставляемой ими возможности реализации внутренней
необходимости жизни. Кризис первого рода может серьезно затруднять и осложнять
|