реализацию жизненного замысла, однако при нем все еще сохраняется возможность
восстановления прерванного кризисом хода жизни. Это испытание, из которого человек
может выйти сохранившим в существенном свой жизненный замысел и удостоверившим
свою самотождественность. Ситуация второго рода, собственно кризис, делает
реализацию жизненного замысла невозможной. Результат, переживания этой
невозможности метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла
жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа-Я.
*
* *
Итак, каждому из понятий, фиксирующих идею критической ситуации, соответствует
особое категориальное поле, задающее нормы функционирования этого понятия, которые
необходимо учитывать для его критического употребления. Такое категориальное поле в
плане онтологии отражает особое измерение жизнедеятельности человека, обладающее
собственными закономерностями и характеризуемое присущими ему условиями
жизнедеятельности, типом активности и специфической внутренней необходимостью.
Сведем все эти характеристики в табл. 1.
Таблица 1
Типология критических ситуаций
Онтологическое
поле
Тип активности
Внутренняя
необходимость
Нормальные условия
Тип
критической
ситуации
"Витальность"
Жизнедеятельность
организма
Здесь-и-теперь
удовлетворение
Непосредственная
данность
жизненных благ
Стресс
Отдельное
жизненное
отношение
Деятельность
Реализация
мотива
Трудность
Фрустрация
Внутренний
мир
Сознание
Внутренняя
согласованность
Сложность
Конфликт
Жизнь как
целое
Воля
Реализация
жизненного
замысла
Трудность и
сложность
Кризис
Каково значение этих различении для анализа критических ситуаций и для теории
переживания вообще? Данная типология дает возможность более дифференцирование
описывать экстремальные жизненные ситуации.
Разумеется, конкретное событие может затронуть сразу все "измерения" жизни, вызвав
одновременно и стресс, и фрустрацию, и конфликт, и кризис, но именно эта эмпирическая
интерференция разных критических ситуаций и создает необходимость их строгого
различения.
Конкретная критическая ситуация не застывшее образование, она имеет сложную
внутреннюю динамику, в которой различные типы ситуаций невозможности
взаимовлияют друг на друга через внутренние состояния, внешнее поведение и его
объективные следствия. Скажем, затруднения при попытке достичь некоторой цели в силу
|