продолжительного неудовлетворения потребности могут вызвать нарастание стресса,
которое, в свою очередь, отрицательно окажется на осуществляемой деятельности и
приведет к фрустрации; далее агрессивные побуждения или реакции, порожденные
фрустрацией, могут вступить в конфликт с моральными установками субъекта, конфликт
вновь вызовет увеличение стресса и т.д. Основная проблематичность критической
ситуации может при этом смещаться из одного "измерения" в другое.
Кроме того, с момента возникновения критической ситуации начинается психологическая
борьба с нею процессов переживания, и общая картина динамики критической ситуации
еще более осложняется этими процессами, которые могут, оказавшись выгодными в
одном измерении, только ухудшить положение в другом. Впрочем, это уже тема
следующего раздела.
Остается подчеркнуть практическую важность установленных понятийных различений.
Они способствуют более точному описанию характера критической ситуации, в которой
оказался человек, а от этого во многом зависит правильный выбор стратегии
психологической помощи ему.
2. ПРОЦЕСС ПЕРЕЖИВАНИЯ
Если в предыдущем параграфе предметом нашего обсуждения, была критическая
ситуация, т.е. то, что предшествует переживанию, то теперь нам предстоит
обратиться к обзору представлений о "будущем" и "настоящем" этого процесса.
Сначала мы рассмотрим будущее-заданность, т.е. цели и мотивы переживания, а
затем будущее-данность, т.е. его результаты. Следующий раздел посвящен
"настоящему" переживания, тому, как рассматривается в психологической
литературе само осуществление, техника, или "инженерия" (130) переживания.
Последний из вопросов данного параграфа проблема классификации
переживаний.
Целевая детерминация переживания
Хотя переживание, в каком бы виде оно ни представало в различных концепциях,
в виде ли психологической защиты, компенсации или совладания, редко
рассматривается как процесс, направляемый осознанной целью, оно считается
всеми авторами процессом, в том или ином виде подчиняющимся целевой
детерминации. Анализ литературы показывает, что целевые детерминанты,
приписываемые процессам переживания, совпадают с основными "внутренними
необходимостями" жизнедеятельности, которые были обнаружены нами при
обсуждении проблемы критической ситуации:
1.
Здесь-и-теперь удовлетворение.
2.
Реализация мотива (удовлетворение потребности).
3.
Упорядочение внутреннего мира.
4.
Самоактуализация.
Разумеется, все эти "внутренние необходимости" выступают в психологической
литературе под разными именами, но, как правило, постулируемая в той или иной
концепции цель процесса переживания достаточно очевидным образом относится
|