психическую, с последующим посильным примирением противоположностей
посредством мыслительной активности..."
П о р о ж д е н и е э н е р г и и. Эта операция почти не фигурирует в описаниях
процессов переживания, а между тем ей следует придать большое теоретическое
значение. Именно как порождение энергии следует понимать с формально
энергетической точки зрения результат (точнее, один из результатов)
эстетического катарсиса: "Зритель уходит не "разряженным", а "наполненным" и
"воодушевленным" (149, с.568). Всякий успех, достижение, удача как бы
повышают энергетический потенциал человека, что выражается в постановке им
более высоких целей (107) и в способности преодолевать большие трудности и
препятствия.
Пространственная парадигма
В рамках этой парадигмы рассматриваются те "пространственные" измерения, в
которых описываются процессы переживания. Можно выделить два класса таких
измерений содержательно-психологические и формально-топические. К
первому относятся такие специфически психологические оппозиции, как
сознательное бессознательное, интрапсихическое интерпсихическве, ко
второму такие неспецифические для психологии, но тем не менее важные для
нее пространственные измерения, как удаление приближение, расширение
сужение и т.п. Рассмотрим их.
Содержательно-психологические измерения
Психосоматическое измерение может быть проиллюстрировано названными
выше механизмами конверсии и катарсиса.
С о з н а т е л ь н о е б е с с о з н а т е л ь н о е. Это измерение самое
фундаментальное для психоаналитической теории защитных механизмов. Целый
ряд защитных процессов, и прежде всего вытеснение, пред; Полагает
существование двух "пространственных" областей сознания и
бессознательного, переходы содержаний между которыми являются
психологически существенными событиями. Фрейд (154) говорил, что вытеснение
это понятие топически-динамическое.
И н т е р п с и х и ч е с к о е и н т р а п с и х и ч е с к о е. Переходы
интерпсихического (точнее интерперсонального) в интрапсихическое и наоборот
особенно характерны для механизмов проекции, определяемой как "процесс
приписывания человеком другим людям личностных черт, характеристик и
мотиваций в зависимости от своих собственных черт, характеристик и мотиваций"
(204, с. 677) [24], и интроекции. Интроекция это "процесс, посредством которого
функции внешнего объекта перенимаются его представителями в психике и
отношения с внешним объектом замещаются отношениями с воображаемым
внутренним объектом. Возникающая в результате психическая структура
называется интроектом, интроецированным объектом или внутренним
объектом..." В частности, "сверх-Я формируется путем интроекции фигур
родителей" (235, с.77-78). Функция интроекции как защитного механизма состоит
согласно психоаналитическим представлениям в снижении тревоги отделения от
родителей. Этот механизм известен не только психоаналитическому мышлению.
Его действие ясно прослеживается в интересно описанной Э. Линдеманном (217)
|