"работе горя". В "Старике" Ю. Трифонова читаем: "Жена Павла Евграфовича
умерла, но совесть ее жива".
Само интрапсихическое "пространство" может служить ареной процессов
переживания. Сюда относится большинство механизмов, которые мы будем
обсуждать в рамках информационно-когнитивной парадигмы. Назовем для
примера механизм "изоляции", состоящий, по определению А. Фрейд, в "удалении
инстинктивных импульсов из их контекста при сохранении их в сознании" (188,
пространстве, в пространстве общения (см. ниже).
П р о с т р а н с т в о д е я т е л ь н о с т и. Процессы переживания часто
описываются как преобразование или замена структурных компонентов
деятельности, иначе. говоря, как замещение. Основой понятия замещения
является представление о такой связи между двумя разновременными и хоть в
чем-то отличающимися деятельностями, когда последующая хотя бы отчасти
решает проблемы, стоявшие перед предыдущей, но не разрешенные ею.
Замещающая деятельность может отличаться от исходной переходом
активности в иной план (например, от предметно-практического осуществления
в плоскость фантазии), изменением формы активности (просьба может
смениться требованием, требование угрозой), сдвигом к генетически более
ранним способам поведения. Кроме изменения самой активности укажем также на
изменения непосредственной цели или объекта действия. Перечисленный набор
"параметров" замещения не единственно возможный. Д. Миллер и Г. Свэнсон,
например, полагают, что параметры замещения это источник действия, само
действие, соответствующая эмоция и объект (225).
К. Левин сближает замещение с "орудийной" деятельностью в том смысле что
замещающая деятельность выступает как орудие удовлетворения "первичной
внутренней цели" (215). Это верно, но только при определенных условиях.
Замещение, на наш взгляд, может выступать в двух функциях по отношению к
исходной деятельности, в функции "орудия", или средства, и в функции
переживания в зависимости от психологического содержания той промежуточной
ситуации, которая имела место между исходной и замещающей активностью.
Если это была просто ситуация затруднения, то замещающая деятельность
психологически выступает в "орудийной" функции, как средство достижения той
же самой цели: не удалось позвонить по телефону, можно отправить телеграмму.
Если же никакого "можно" не остается и человек впадает в состояние фрустрации,
замещающая деятельность выступает в функции переживания. Таково, например,
значение действия одной испытуемой Т. Дембо, которая после длительных
неудач в решении экспериментальной задачи, состоящей в набрасывании колец
на бутылки, вышла, расплакавшись, за дверь и в сердцах нацепила" кольца на
вешалку (215, с.181).
Подчеркнем, что речь идет о психологическом значении замещающей
деятельности для самого субъекта, а оно может на протяжении ее осуществления
меняться в зависимости от объективного хода событий и изменения
субъективного состояния человека, так что одна и та же замещающая
деятельность может реализовывать обе выделенные функции.
Многие авторы вслед за З. Фрейдом считают замещение не частным защитным
или компенсаторным механизмом, а "базовым способом функционирования
|