идеи, чувство от чувства") (213, с.185-186). Механизм "дискриминации", по Т.
Кр¸беру, в защитной функции предстает как изоляция, а в функции совладания
как объективация "отделение идеи от чувства для рациональной оценки или
суждения, где это необходимо" (там же).
В е р х н и з. Это пространственное измерение всегда символически насыщено
и сопряжено с оценочной шкалой. Многие процессы, реализующие переживание,
имеют явно выраженное "вертикальное" направление, которое содержательно
связано с их характером. Так, вытеснение ориентировано "вниз", а катарсис
"вверх". Ясно, что низ и верх не должны пониматься здесь натуралистически.
Позже в гл. III нам представится возможность показать на конкретном примере
существенность "вертикальных" психологических движений в осуществлении
переживания.
Временная парадигма
Эта парадигма используется при описаниях процессов переживания гораздо
реже, чем предыдущие. К ней можно отнести следующие операции:
"В р е м е н н о е к о н т р а с т и р о в а н и е" (130)
соотнесение
переживаемых событий с действительными или возможными событиями,
прошлыми, настоящими или будущими. Например, успокаивание себя: "хорошо
хоть так, могло быть хуже", "сейчас все-таки лучше, чем было раньше (будет
потом)" и т.п.
Помещение события в д о л г о в р е м е н н у ю п е р с п е к т и в у
операция, отличающаяся от предыдущей тем, что переживаемое событие
рассматривается субъектом не в сравнении с другим событием, а на фоне
некоторой длительной перспективы, в пределе всей жизни человека или даже
жизни человечества. [25]
В ходе переживания может осуществляться ф и к с а ц и я на каком-либо
временном моменте. "Образцовый пример фиксации на прошлом представляет из
себя печаль, которая приводит к полному безразличию к настоящему и будущему"
Генетическая парадигма
В рамках этой, связанной с предыдущей, парадигмы временная ось жизни
поляризуется идеей развития. К ней могут быть причислены следующие
механизмы:
Р е г р е с с и я. В психоанализе регрессией называется "защитный механизм,
посредством которого субъект стремится избежать тревоги... возвращаясь на
более ранние стадии либидиозного развития или развития Я" (235, с.138-139).
К а т а р с и с
этот уже не раз упомянутый механизм в том значении, которое
ему придает Т. А. Флоренская (149), является процессом, выполняющим работу
переживания и одновременно развивающим личность.
И н т р о е к ц и я также выступает и как механизм психологической защиты, и в
то же время как механизм развития, повышая автономию Я (235, с.77-78).
|