конкретной истины; обсуждаемая формула, как и любой абстрактный закон, совпадает с
конкретным положением дел, но только при выполнении определенных условий.
Чтобы установить, каковы эти условия, необходимо описать онтологию, лежащую в
основании теории деятельности А. Н. Леонтьева и его понимания мотивации,
онтологию, на деле прямо противоположную онтологии, приписываемой этому
пониманию его критиками, в рамках которой оно оказывается несостоятельным. Эти две
онтологии могут быть условно названы:
"Онтология жизненного мира" и "онтология изолированного индивида".
В пределах последней первичной для последующего теоретического развертывания
считается ситуация, включающая, с одной стороны, отдельное, изолированное от мира
существо, а с другой объекты, точнее вещи, существующие "в себе". Пространство
между ними, пустое и бессодержательное, только отъединяет их друг от друга. И субъект
и объект мыслятся изначально существующими и определенными до и вне какой бы то ни
было практической связи между ними, как самостоятельные натуральные сущности.
Деятельность, которая практически свяжет субъект и объект, еще только предстоит: чтобы
начаться, она должна получить санкцию в исходной ситуации разъединенности субъекта и
объекта.
Этот познавательный образ составляет основание всей классической психологии, является
источником ее фундаментальных онтологических постулатов ("непосредственности"
(148), "сообразности" (111; 112), тождества сознания и психики, самотождественности
индивида) и методологических принципов.
То, как понимается деятельность в рамках онтологии "изолированного индивида",
непосредственно определяется "постулатом сообразности" (111; 112), согласно которому
всякая активность субъекта носит индивидуально-адаптивный характер. Если субъект и
объект (строго говоря, индивид и вещь) кладутся в исходное онтологическое
представление отдельно и независимо друг от друга, то "сообразность" на втором шаге
вводимой в эту сферу деятельности может мыслиться основанной на одном из двух
противоположных механизмов.
Первая возможность, реализуемая в когнитивистски ориентированных концепциях, в
своем предельном рационалистическом выражении сводится к убеждению, что в основе
поступка лежит расчет. И даже эмоциональная транскрипция этой идеи (в основе
действия лежит чувство) сохраняет главный когнитивистский тезис: деятельность
санкционируется отражением (рациональным или эмоциональным). Отражение
предшествует деятельности; субъект и объект связываются сначала идеально
проделываемыми субъектом ориентировочными процедурами, которые выявляют
значение объекта, и только затем осуществляется деятельность, практически связывающая
их. В качестве образца описания всех и всяких поведенческих процессов при этом
осознанно или безотчетно используется целенаправленная, произвольная и сознательная
деятельность взрослого человека.
Вторая возможность, характерная для рефлексологии и бихевиоризма, наиболее отчетливо
воплощена в радикальном бихевиоризме Б. Ф. Скиннера. "Сообразность" поведения
объясняется здесь следующим образом. Предполагается существование у субъекта
предданных его индивидуальному опыту форм реагирования, которые полностью
оформились до и независимо от всякого деятельного соприкосновения со средой, не
изменяются в онтогенезе и в этом уже готовом виде только "выбрасываются" организмом
|