в среду. "Сообразность" складывающегося из этих двигательных "выбросов" поведения
объясняется не тем, что индивид, раз достигнув в данной ситуации успеха с помощью
определенной реакции, действует в подобной ситуации таким же образом,
"предвосхищая" получение того же результата. Реакция всегда остается слепой и
случайной пробой, нет никаких оснований приписывать ей внутреннюю
целеустремленность и опосредованность психическим отражением предметных связей
ситуации. Механизм индивидуального приспособления должен мыслиться по аналогии с
приспособлением видовым (243): реакции подобно мутациям случайно оказываются
полезными или вредными для организма, в силу чего изменяется вероятность их
возникновения, и поведение приобретает кажущийся целесообразным характер, на деле
оставаясь набором слепых проб, изнутри не "просветленных" отражением. Любой субъект
здесь мыслится по образцу животного, причем находящегося на достаточно низком
эволюционном уровне. [30]
Какая же онтология противостоит гносеологической схеме "субъект объект",
онтологизированной в классической психологии? Это онтология "жизненного мира". [31]
Только в рамках этой онтологии можно осмыслить содержание и действительное место в
общепсихологической теории деятельности А. Н. Леонтьева того представления о
мотивации, о котором выше шла речь.
Как сама деятельность есть единица жизни, так основной конституирующий ее момент
предмет деятельности есть не что иное, как единица мира.
Здесь нужно очень настойчиво подчеркнуть значение фундаментального различения
предмета и вещи, которое проводит А. Н. Леонтьев. Мы должны ограничить понятие
предмета, пишет он. "Обычно это понятие употребляется в двояком значении как вещь,
стоящая в каком-либо отношении к другим вещам... и в более узком значении как нечто
противостоящее (нем. Gegenstand), сопротивляющееся (лат. objectum), то на что направлен
акт (русск. "предмет"), т.е. нечто, к чему относится именно живое существо, как предмет
его деятельности безразлично деятельности внешней или внутренней (например,
предмет питания, предмет труда, предмет размышления и т.п.)" (87, с.39). Предмет,
таким образом, это не просто вещь, лежащая вне жизненного круга субъекта, а вещь, уже
включенная в бытие, уже ставшая необходимым моментом этого бытия, уже
субъективированная самим жизненным процессом до всякого специального идеального
(познавательного, ориентировочного, информационного и т.д.) освоения ее.
Для уяснения подлинного теоретического смысла тезиса о том, что действительным
мотивом деятельности является предмет, необходимо понять, что обыденная
"очевидность" отделенности живого существа от мира не может служить исходным
онтологическим положением, ибо мы нигде не находим живое существо до и вне его
связанности с миром. Оно изначально вживлено в мир, связано с ним материальной
пуповиной своей жизнедеятельности. Этот мир, оставаясь объективным и материальным,
не есть, однако, физический мир, т.е. мир, как он предстает перед наукой физикой,
изучающей взаимодействие вещей, это жизненный мир. Жизненный мир и является,
собственно говоря, единственным побудителем и источником содержания
жизнедеятельности обитающего в нем существа. Такова исходная онтологическая
картина. Когда же мы, отправляясь от нее, начинаем построение психологической теории
и выделяем (абстрагируем) в качестве "единицы жизни" субъекта отдельную
деятельность, то предмет деятельности предстает в рамках этой абстракции не в своей
самодостаточности и самодовлении, не вещью, представляющей самое себя, а как
"единица", репрезентирующая жизненный мир, и именно в силу этого своего
|