Опишем теперь жизнедеятельность и мироощущение существа, живущего в
трудном и простом мире. Деятельности присуща в этом мире неуклонная
устремленность к предмету потребности, эта деятельность не подвержена
никаким отвлечениям, уводящим в сторону искушениям и соблазнам, субъект не
знает сомнений, колебаний, чувства вины и мук совести одним словом, простота
внутреннего мира освобождает деятельность от всевозможных внутренних
препятствий и ограничений. Ей известны только одни препятствия внешние.
Каждое достижение предмета потребности таково, будто дело идет о жизни и
смерти. Так, оно, впрочем, психологически и есть, поскольку здесь имеет место
отождествление одного отношения (деятельности) со всей жизнью в целом.
Поэтому деятельность этого существа с эмоционально-энергетической стороны
отличается истовостью ради достижения заветного предмета оно готово идти на
любые усилия, на карту ставится все, любое средство заранее оправдано, любой
риск осмыслен, любая жертва приемлема.
Вследствие простоты внутреннего мира предельно упрощено и смысловое
строение образа внешнего мира. Он выполнен в двух красках: каждый предмет
осмысляется только с точки зрения его полезности или вредности для
удовлетворения всегда напряженной единственной потребности субъекта.
Другое дело технический, операциональный аспект деятельности и
соответствующее ему отражение. На него приходится основная
проблематичность жизни этого существа. Мир озадачивает его только с этой
внешней, технической стороны: "Как сделать, как достичь?" вот основной
вопрос, который стоит перед ним. А основное общее правило решения этой
постоянно возобновляющейся жизненной задачи заключается в необходимости
адекватно отражать реальность, чтобы сообразно реальности строить свою
деятельность. Такая сообразность является в трудном мире необходимым
условием существования и сохранения жизни. Подчинение диктату реальности
становится здесь законом жизни, ее принципом.
Какие отношения существуют между принципом реальности и принципом
удовольствия? Эти отношения были хорошо известны в философии и психологии
задолго до появления психоанализа. [43] З. Фрейд дал лишь терминологию и с
подкупающей простотой описал их? "Мы знаем, что принцип удовлетворения
присущ первичному способу работы психического аппарата и что для
самосохранения организма среди трудностей внешнего мира он с самого начала
оказывается непригодным и даже в высокой" степени опасным. Под влиянием
стремления организма к самосохранению этот принцип сменяется "принципом
реальности", который, не оставляя конечной цели достижения удовольствия,
откладывает возможности удовлетворения и временно терпит неудовольствие на
длинном окольном пути к удовольствию" (157, с.39). "Все это чрезвычайно
элементарно, писали Л. С. Выготский и А. Р. Лурия (51, с.6), азбучно, и, по-
видимому, принадлежит к числу неопровержимых самоочевидных истин".
И тем не менее здесь есть целый ряд невыясненных вопросов. Первый из них
касается степени самостоятельности принципа реальности. У З. Фрейда нет
однозначного ответа на этот вопрос. В одних случаях он называл принцип
реальности модификацией принципа удовольствия, в других говорил, что принцип
реальности сменяет принцип удовольствия. Но в целом принцип реальности, по
Фрейду, оказывается стоящим на службе у принципа удовольствия и не имеющим
|