Механизм терпения действует только в определенных границах (которые
определяются развитостью самого этого механизма); за пределами их, когда
возникает ситуация невозможности (фрустрация), требуются другие механизмы
переживания. [45]
В самом общем плане можно выделить два варианта "реалистического"
переживания.
Первый осуществляется в пределах пострадавшего жизненного отношения. В
простейшем, "нулевом" случае этого варианта переживания выход из критической
ситуации, субъективно кажущейся неразрешимой, происходит не за счет
самостоятельного психологического процесса, а в результате нежданного
объективного разрешения ситуации (успех после неудачи, согласие после отказа,
находка утраченного, разрешение запрещенного и т.п.). Это именно "нулевой"
случай, ибо критическая ситуация здесь не психологически преодолевается, а
фактически устраняется благодаря эффективному поведению (ср.: 26, с.49) или
удачному стечению обстоятельств.
Более сложные случаи, требующие от субъекта специальной активности,
осуществляются посредством компенсации утраченных (или сниженных)
способностей или замещения. Какова бы ни была конкретная техника, процесса,
он исходит из факта актуальной невозможности в данных конкретных условиях
удовлетворить потребность и из необходимости ее так или иначе удовлетворить.
Поскольку речь идет о реалистическом переживании, не прибегающем к
самообманам, единственный мыслимый выход состоит в таком преобразовании
психологической ситуации, которое все-таки, несмотря ни на что, делает
возможным реальное удовлетворение фрустрированной потребности.
Возможность разрешения жизненных апорий в этом психологическом мире
обеспечивается двумя обстоятельствами способностью субъекта откладывать
удовлетворение потребности на какой-то срок, за который могут быть развиты
компенсаторные способности, найдены или созданы обходные пути к цели, а
также способностью удовольствоваться любой заменой предмета потребности,
лишь бы она вообще могла ее удовлетворить. Последнее обстоятельство
особенно важно; субъект простого и трудного мира не знает предмета (или лица)
в его индивидуальной определенности и ценностной уникальности, он ценит в нем
только одно качество удовлетворять его, субъекта, потребность. Узкая и
интенсивная направленность субъекта в мир создает иллюзию чрезвычайной
фиксированности его на данном предмете, буквально "сращенности" с ним,
однако стоит этому предмету исчезнуть, создав ситуацию невозможности, чтобы
эта иллюзорность быстро. себя обнаружила: субъект с простым внутренним
миром в принципе согласен на любой суррогат, хоть в какой-то мере
удовлетворяющий его потребность, потому что все качества предмета, не
имеющие непосредственного отношения к удовлетворяемой им потребности,
никак его психологически не затрагивают и в расчет не принимаются.
Второй вариант "реалистического" переживания отличается от первого тем, что
между нарушенным отношением, вызвавшим необходимость в переживании, и
тем последующим жизненным отношением, нормальная реализация которого
знаменует об успехе переживания, нет субъективных связей преемственности.
Хотя объективно, с позиции внешнего наблюдателя," идентифицирующего
субъекта до и после переживания по его "индивидным" качествам, новая
деятельность может представляться замещением старой, фрустрированной
|