Если в начальной точке ценностного развития сознания ценности, как мы видели,
появляются на сцене после уже произведенных действий, во время их оценки, а в
конечной точке этого развития они предшествуют выбору, сразу определяя его, то
понятно, что общее направление изменений, происходящих в ходе этого
развития, состоит в том, что ценности вступают в игру все раньше и раньше,
сначала вклиниваясь между уже сделанным выбором, но еще не начавшимся
действием, а затем, входя в саму "кухню" осуществляющегося выбора.
До сих пор при обсуждении жизнедеятельности, соответствующей легкому и
сложному психологическому миру, речь у нас шла в основном об активности до
внешнего действия. Теперь мы обратимся к активности, которая в обычном
жизненном мире осуществляется после действия.
Согласно условиям легкого и сложного жизненного мира только субъект успел
начать некоторую деятельность, как она уже завершена, уже стали фактом ее
результаты и непосредственные эмпирические воздействия, которые она оказала
на другие сферы жизнедеятельности. Субъект стоит перед лицом реально
произошедших изменений своего бытия.
Если бы все эти изменения были предучтены им в акте выбора, входили бы в его
замысел, то они не представляли бы для него никакой проблемы. Но в том-то и
дело, что выбор всегда сомнителен, всегда отчасти рискован, и не только потому,
что невозможно заранее учесть всех связей и зависимостей внешней реальности,
а и потому, что, по крайней мере до достижения высших ступеней ценностного
совершенствования, всегда остается не вполне понятной (а то и вообще
непонятной) собственная становящаяся мотивационно-ценностная система и,
стало быть, невозможно наперед внутренне прочувствовать подлинное жизненное
значение для своей личности даже предвосхищаемых событий до тех пор, пока
они реально не войдут в бытие, не столкнутся с мотивами и не вызовут изменения
жизненных отношений. Причем в легком жизненном мире речь может идти только
о необратимых событиях и последствиях, ибо обратимые изменения жизненных
отношений всегда связаны с временными затруднениями, которые здесь
устранены предположением легкости внешнего мира. А необратимые изменения
не могут быть исправлены даже в легком мире, ибо легкий мир хотя и. берет на
себя все трудности осуществления деятельности, как бы велики они ни были, но
против невозможности он бессилен: эти изменения должны быть пережиты.
Ценностное переживание
Каковы конкретно типы событий, подлежащих переживанию в легком и сложном
мире? Это, во-первых, внутренний конфликт. Мы рассматриваем конфликт не
просто как противоречие побуждений, а как противоречие, неразрешимое в
данном виде. В ситуации конфликта невозможно ни отказаться от реализации
противоречащих жизненных отношений, ни выбрать одно из них. Второй тип
критической ситуации, мыслимый в обсуждаемом жизненном мире, по видимости
напоминает фрустрацию, но точнее его именовать внешним конфликтом. Эта
ситуация порождается, например, исчезновением предмета одного из жизненных
отношений субъекта. Разумеется, она фрустрирует соответствующую
потребность, но фрустрация как таковая предполагает субъективную
определенность стремления и осуществляющуюся активность, наталкивающуюся
на преграды и обнаруживающую невозможность реализации этого стремления, а
для субъекта легкого и сложного мира критический пункт ситуации исчезновения
|