Каковы бы ни были конкретные формы осуществления такого рода ценностного
переживания, все они предполагают полный отказ от эгоцентрической установки,
преодоление рассудочного взгляда на мир, идеальный характер мотивации и по
своему внутреннему психологическому содержанию являются подвигом
Прототип
Нам осталось указать на реальные прототипы внутренне сложного и внешне
легкого существования. Их мы находим в сфере нравственного поведения. Как бы
ни отличались, друг от друга по содержанию различные нравственные позиции
(или этические концепции), с формально-психологической точки зрения все они
сходятся в одном: в нравственном выборе не может быть никаких ссылок на
обстоятельства, на неудобство, трудность и тягостность осуществления
нравственных намерений. От трудности мира, от "материи" предстоящего
поступка необходимо отвлечься, не принимать ее в расчет. А это отвлечение
именно та операция, которая в нашем типологическом анализе задает один срез
обсуждаемого сейчас жизненного мира легкость.
Иными словами, существует такой слой, срез или измерение человеческого
существования, сфера нравственного поведения, в котором жизнь сводится к
сознанию, материя жизнедеятельности трудность мира выносится за скобки и
человек действует в условиях как бы легкого мира. Именно эта плоскость и была
выявлена и рассмотрена с психологической точки зрения в третьем типе нашей
типологии.
5. ТИП 4: ВНУТРЕННЕ СЛОЖНЫЙ И ВНЕШНЕ ТРУДНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ
МИР
Описание мира
Хронотоп четвертого типа жизненного мира с первого взгляда представляется
суммой внешнего аспекта хронотопа второго типа и внутреннего аспекта третьего,
однако в действительности это скорее результат своего рода "умножения" этих
хронотопов, или, точнее, синтеза их в неаддитивную целостность.
То же самое относится и к жизнедеятельности в трудном и сложном мире. Здесь
нельзя обойтись теми "органами" (деятельностью, психикой и сознанием),
которые развиваются в ответ на трудность и сложность мира. Трудность мира
противостоит здесь не отдельной деятельности как во втором типе, а их
совокупности и, значит, не может быть преодолена одними только внешними
усилиями, даже если они опосредованы адекватным психическим отражением. С
другой стороны, сложность жизненного мира не может быть разрешена только
внутренне, поскольку она закреплена здесь во внешних предметных формах и
связях. Поэтому те психологические приспособления, которые должно выработать
существо для полноценной жизни в сложном и трудном мире, не могут просто
слагаться из психологических "устройств", которые порождаются жизнью во
втором и третьем типах миров.
Основное новообразование, появляющееся у существа такого жизненного мира
по сравнению с предыдущими, это воля. Во втором типе, несмотря на трудный
|