активность, т.е. и Наблюдатель и Наблюдаемое обладают активной, субъектной природой,
мы имеем дело с рефлексией. И наконец, последний случай, когда и Наблюдатель и
Наблюдаемое являются объектами и, значит, само наблюдение как таковое исчезает,
фиксирует логическую структуру понятия бессознательного. С этой точки зрения
становятся понятными распространенные физикалистские представления о
бессознательном как о месте молчаливого взаимодействия психологических сил и вещей
(71).
В итоге этого рассуждения мы получаем категориальную типологий, указывающую на
место переживания среди других режимов функционирования сознания.
Типология режимов функционирования сознания
Мы не имеем возможности останавливаться на подробной интерпретации этой типологии,
она слишком далеко увела бы нас от основной темы, тем более что главное и без того
достигнуто сформулирована система со- и противопоставлений, задающих основной
смысл традиционного психологического понятия переживания.
В рамках этого общего смысла наибольшее распространение в современной психологии
получил вариант этого понятия, ограничивающий переживание сферой субъективно
значимого. Переживание при этом понимается в его противопоставлении объективному
знанию: переживание это особое, субъективное, пристрастное отражение, причем
отражение не окружающего предметного мира самого по себе, а мира, взятого в
отношении к субъекту, с точки зрения предоставляемых им (миром) возможностей
удовлетворения актуальных мотивов и потребностей субъекта. В этом понимании нам
важно подчеркнуть не то, что отличает переживание от объективного знания, а то, что
объединяет их, а именно, что переживание мыслится здесь как отражение, что речь идет о
переживании-созерцании, а не о переживании-деятельности, которому посвящено наше
исследование.
Особое место в психологической литературе по переживанию занимают работы Ф. В.
Бассина (18; 19), с именем которого в советской психологии 70-х годов ассоциируются
проблематика "значащих переживаний" (термин Бассина) и попытка представить их как
"преимущественный предмет психологии" (18, с.107). В этих работах понятие
переживания получало, если можно так выразиться, серьезную встряску, в результате
которой границы его были размыты (но и расширены!) сближением этого понятия с
|