большой и неоднородной массой феноменов и механизмов (среди них "комплекс
неполноценности" А. Адлера, эффект "незавершенности действия" Б. Зейгарник,
Механизмы психологической защиты, механизм "сдвига мотива на цель" А. Н. Леонтьева
и т.д. (17; 18)), что позволило Ф. В. Бассину выдвинуть ряд перспективных гипотез,
выходящих за пределы традиционно понятия переживания, к одной из которых мы в свое
время вернемся. Главное же в работах Ф. В. Бассина заключается, по нашему мнению, в
наметившемся, хотя явно не сформулированном переводе к "экономической" точке зрения
на переживание, т.е. к усмотрению за поверхностью феноменально ощущаемого потока
переживания проделываемой им работы, производящей реальные и жизненно важные,
значимые изменения сознания человека. Если бы такой переход удалось проделать строго
и систематически, мы бы имели единую теорию переживания, объединяющую
переживание-созерцание и переживание-деятельность в едином представлении.
Ни Бассину, ни кому-либо другому сделать это на уровне целостной теории пока не
удалось; исследования переживания-созерцания, ведущиеся в основном в русле изучения
эмоций, и исследования переживания-деятельности, осуществляемые в теориях
психологической защиты, психологической компенсации, совпадающего поведения и
замещения, идут большей частью параллельно. Однако в истории психологии существуют
образцы удачного сочетания этих двух категорий в клинических анализах конкретных
переживаний (например, в анализе З. Фрейдом (155) "работы печали", Э. Линдеманном
(217) "работы горя", в сартровском понимании эмоции как "магического действия"
(237)), и это дает повод надеяться, что рано или поздно объединяющая теория
переживания будет построена.
Введение понятия переживания в категориальный аппарат теории деятельности
Построение такой объединяющей теории дело будущего. Перед нами стоит куда более
скромная задача разработка представлений о переживании-деятельности с позиций
деятельностного подхода в психологии. Вводимое понятие, таким образом, не претендует
на то, чтобы заменить собой или включить в себя традиционное понятие переживания. [5]
Оно вводится не вместо него, а рядом с ним, как самостоятельное и независимое понятие.
В зарубежной психологии проблема переживания активно изучается в рамках
исследования процессов психологической защиты, компенсации, совпадающего
поведения. Здесь описана масса фактов, создана развитая техника теоретической работы с
ними, накоплен большой методический опыт практической работы с личностью,
находящейся в критической жизненной ситуации. В последние годы эта область стала
предметом пристального внимания многих советских психологов и психиатров. Теория же
деятельности оставалась несколько в стороне от этой проблематики.
А между тем, раз эта теория претендует на роль общей психологии, она не может
безучастно смотреть на существование целых пластов психологических фактов
(известных другим психологическим системам) и целых областей практической
психологической работы без того, чтобы попытаться теоретически ассимилировать эти
факты и соответствующий им интеллектуальный и методический опыт.
Нельзя, разумеется, утверждать, что психологическая теория деятельности до сих пор
совсем не замечала этой сферы психологической реальности. Ход исследования не раз
приводил многих авторов, развивающих теоретико-деятельностный подход, к проблеме
переживания. Мы обнаруживаем в их трудах анализ конкретных случаев переживания
(вспомним, например, описание А. Н. Леонтьевым (86, с.22) "психологического выхода",
который нашли узники Шлиссельбургской крепости, чтобы пережить необходимость
|