сколько с точки зрения происходящих в целостном волевом акте содержательно-
ценностных преобразований. [60] В этой плоскости работа воли может быть
понята как соотнесение и связывание надситуативносту и ситуативности жизни.
В трудном и простом жизненном мире решающее слово в определении
направления, поворотов и хода деятельности принадлежит чисто ситуативным
факторам, это бытие, полностью детерминированное конкретной предметной и
мотивационной ситуацией; в легком и сложном жизненном мире, наоборот,
решающими оказываются надситуативные содержания и ценности. Специфика
жизненного мира четвертого типа состоит в том, что в нем возникают особые
проблемы по согласованию требований надситуативности с требованиями,
условиями и ограничениями ситуативности.
Что составляет содержание надситуативности? Во-первых, ценности, которые в
принципе внепространственны и вневременны; а во-вторых, все те более или
менее отдаленные замыслы, цели, намерения, ожидания, планы, обязательства и
т.д., которые, непосредственно, не входя в данную пространственно-временную
ситуацию, тем не менее при определенных условиях обнаруживают с ней
некоторую связь (например, возможность достижения отдаленной цели ставится
под угрозу происходящим "здесь-и-теперь").
Глобальная задача и назначение воли и состоит, собственно, в практическом
увязывании всех надситуативных (как идеально-ценностных, так и временно-
пространственных) перспектив жизни в одно действительно осуществляемое в
конкретном, ситуативном реальном поведении личностное единство.
В этой практичности и ситуативности отличие воли от сознания (как эти понятия
заданы нашей типологией). Главная функция сознания также заключается в
интегрировании жизненных отношений в личностную цельность, но сознание
(опять же та чистая культура сознания, очерченная абстракциями третьего типа
жизненного мира) оперирует с жизненными отношениями в их чистом ценностно-
мотивационном выражении, с отношениями, отпрепарированными, отделенными
от тела их чувственно-практической деятельности. Они интегрируются сознанием
в принципе, "теоретически", при этом одни мотивы или ценности могут
оказываться несовместимыми с Духом всей создаваемой целостности и поэтому
отвергаться, другие, наоборот, могут утверждаться в качестве обязательных и
необходимых центров этой целостности. Но когда дело доходит до реального
жизненного осуществления установлении сознания, вдруг оказывается, что
интегрированные сознанием отношения имеют свое самостоятельное, плотное
бытие отвергнутое отношение энергично требует своей реализации, а
утвержденному в качестве центрального отношению, наоборот, не достает
собственной энергии для снабжения соответствующей практической
деятельности. Идеальная целостность, созданная сознанием, под напором
"чувственно-практической" деятельности расходится по швам.
В противоположность (точнее, в дополнение к) "теоретическому" сознанию легкого
и сложного мира в трудном и сложном мире субъекту приходится развивать волю
и в рамках воли практическое сознание, которое ее опосредует (ср.: 123, с.598).
Задача практического сознания сближать надситуативность и ситуативность,
доводя первую до формы второй (например, "расписывая" идеальные цели в виде
последовательности или системы реальных целей, претворяя надвременные
ценности в пространственно-временные замыслы и проекты) и, наоборот,
|