изобличая во всякой ситуативной данности надситуативный смысл, ценность или
проблему, которую можно и нужно решать не только теоретически, но и
практической деятельностью, имеющей дело с этой данностью. Это особая,
уникальная задача задача психологического "согласования времен". Она
решается проекцией в психологическое настоящее разнородных "содержательно-
временных рядов" отдельных жизненных отношений и многочисленных
перспектив и горизонтов будущего и прошлого. Но как нельзя абсолютно точно
изобразить на плоскости соотношение элементов кривой поверхности, так и эта
не менее сложная внутренняя задача никогда не бывает решена полностью,
всегда остаются большие или меньшие погрешности, которые неустранимы в
контексте обычного человеческого существования.
Наметим контуры некоторых проблем, встающих перед субъектом при решении
задачи "согласования времен".
Во-первых, это проблема сочетания долго- и краткосрочных перспектив, проблема
выбора оптимальной точки отсчета в будущем, от которой ведется планирование
и организация конкретной деятельности. Главное, к чему стремится практическое
сознание, чтобы "дальнее" стало психологически близким, иначе говоря, чтобы
лишенные непосредственной побудительности, хотя и высоко ценимые сознанием
мотивы или цели, всегда вынесенные в некоторую временную перспективу, не
переставая оставаться удаленными, заданными, в то же время вошли в
феноменологическое "теперь", стали актуальной и действенной данностью.
Перед субъектом может стоять и противоположная задача по "согласованию
времен", когда нужно не приблизить дальнее, а, наоборот, отдалить близкое.
Скажем, при конфликте между некоторым высоко значимым поведением и
страхом необходимо чувственно-интенсивную эмоцию страха, которая способна
парализовать деятельность, отдалить от себя, "отстроиться" от нее или во
временном отношении, устранить из момента "теперь". [61]
Во-вторых, это проблемы, порожденные ограничениями, которые время
накладывает на жизнедеятельность: с одной стороны, проблема срочности
исполнения действий, проблема цейтнота, с другой проблема конечности
человеческого существования вообще.
Последняя из обозначаемых нами проблем связана, в отличие от предыдущих, не
с согласованием настоящего с будущим, а с согласованием настоящего с
прошлым. Порой случается так, что с точки зрения теперешних ценностных
установок "что-то из прошлого активно отвергается субъектом... Возникающая
переоценка прежнего, установившегося б жизни приводит к тому, что человек
сбрасывает с себя груз своей биографии" (89, с.216-217). Работа "практического"
сознания состоит при этом в том, чтобы принципиально (т.е. теоретическим,
ценностным сознанием) отвергаемое прошлое постоянно усматривать в ростках,
которые протянулись от него к настоящему и осели в повседневных
поведенческих мелочах, привычках, эмоциональных реакциях и т.д. "Не следует
только думать, что перевороты в прошлом личности производятся сознанием,
сознание не производит, а опосредствует их; производятся же они действиями
субъекта, иногда даже внешними разрывами прежних общений, переменой
профессии, практическим вхождением в новые обстоятельства" (там же, с.217).
|